Ландшафтный дизайн основы


При разработке ландшафтного проекта дизайнер сосредоточен, прежде всего, на том, чтобы организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную композицию. Гармоничность такой композиции может быть достигнута за счет использования основных принципов проектирования: принципа пропорции, повторения элементов и общего замысла. Они тесно связаны между собой, использование одного помогает применению другого. Их соблюдением достигается физический и психологический комфорт в ландшафтном дизайне.

Мы чувствуем себя психологически более комфортно в условиях, где имеют место порядок и повторение. Организованный ландшафтный дизайн участка с привычной структурой, что является гарантией нашего спокойствия, как-бы легче «читать», это помогает нам чувствовать себя в своей тарелке. Чувство комфорта, которое возникает при созерцании гармоничной обстановки, также влияет на психологическое состояние человека. В таких условиях мы становимся более работоспособными и чувствуем себя защищенными.

Принцип пропорций


В процессе проектирования и организации ландшафтного пространства необходимо понимать, что для человека комфорт заключается еще и в том, чтобы окружающие его объекты были тех же размеров, что и в обычной жизни. Представьте себе, что вас поместили в пространство 10х10 м с высаженными по периметру кипарисами, высотой 20 м. Что вы будете чувствовать, кроме страха перед замкнутым пространством? Или наоборот, ваш ландшафтный проект участка 6 соток предполагает посадку только почвопокровные растения. Вы совершенно точно будете чувствовать себя, как минимум, голым. Поэтому одним из важных принципов ландшафтного проектирования является пропорция – размер объекта относительно других объектов. В данном случае мы рассматриваем размер других объектов относительно роста человека. Посадочный материал, садовые строения, и элементы декора сада должны быть подобраны в соответствии с ростом человека. Другие важные относительные пропорции включают размер дома, двора, и площади для посадки растений.

Пропорции в растениях можно разделить на три вида: пропорция по отношению к размерам человека, по отношению к другим растениям и к дому. Когда все пропорции соблюдены, такая композиция является гармоничной. Чувство равновесия также может быть достигнуто равной пропорцией между открытым пространством и пространством, занятым под посадки.

Пропорции в малых архитектурных формах не менее важны. Скамейки, столики, дорожки, беседки работают лучше, когда люди могут свободно использовать их. Но малые архитектурные формы также должны быть пропорциональны дому. Терраса или патио должны быть достаточно большими для развлечений, но не настолько большими, чтобы не уместиться в масштабы дома.


Соблюдение принципа пропорций в пространстве не менее важны для человеческого комфорта. Мы чувствуем себя более защищенно на небольших открытых территориях, таких как внутренние дворики или террасы.

Еще одним важным элементом в ландшафтном проектировании является порядок, который достигается при помощи баланса, то есть равного визуального веса относительно реальной или воображаемой оси. Форма, размер, текстура и цвет – все это так или иначе влияет на баланс. Баланс может быть симметричным, асимметричным и перспективным.

Симметричное равновесие достигается тогда, когда элементы располагаются по обе стороны оси в зеркальном отображении. Этот тип баланса используется в регулярном ландшафтном стиле сада и является одним из древнейших принципов организации пространства.

Асимметричный баланс достигается путем расположения неэквивалентных по форме, цвету и текстуре элементов, которые имеют одинаковый общий визуальный вес по обеим сторонам оси. Этот тип баланса является неформальным и обычно достигается путем группировки элементов (в частности, растений). Чтобы создать баланс, нужно понимать, что большие размеры, плотные формы, яркие цвета и грубые текстуры воспринимаются визуально тяжелее и должны использоваться экономно, в то время как небольшие размеры, разреженные формы, приглушенные цвета, тонкие текстуры воспринимаются визуально легче и должны использоваться в больших количествах.


Перспективный баланс – это баланс между элементами переднего плана, середины и фона. Если мы смотрим прямо на ландшафтную композицию, то объекты, расположенные ближе к нам, имеют больший визуальный вес. Это может быть сбалансировано с помощью более крупных объектов, ярких цветов или грубой текстуры на фоновом плане.

Принцип повторения

Принцип повторения является одной из основ ландшафтного проектирования и образуется за счет повторного использования ландшафтных элементов при создании структуры сада. Повторяя линии, форму, цвет и текстуру, в ландшафте создается ритм. При использовании этого принципа нужно помнить, что слишком много повторений может создать ощущение монотонности, а слишком мало повторений может привести к путанице.

Простое повторение – это использование одного и того же объекта в линии или группировка геометрической формы в организованный узор. Повторение можно сделать более интересным, используя чередование при внесении незначительных изменений в последовательность на регулярной основе. Постепенное изменение характеристик объекта – это еще один способ сделать повторение более интересным (например, использование квадратной формы, которая постепенно становится меньше или больше).


Повторение не всегда создает какой-то узор, иногда это просто повторное использование одного и того же цвета, формы или фактуры на всей территории ландшафтного пространства. Например, повторение формы квадрата в плане садового мощения, проектировании газонов на участке и проектировании водоема.

Источник: www.landshaft4u.ru

Планируете ли Вы "заимствовать идеи" или создать свой собственный проект озеленения, у Вас должно быть, по крайней мере, элементарное понимание принципов ландшафтного дизайна

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.

Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не «должны руководить» проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна

Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.


Ландшафтный дизайн основы

Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.

Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата — там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.

Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.

Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему — это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.

Ландшафтный дизайн основы

Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.

Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.


Простота — фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.

Баланс также подразумевается словом «дизайн». Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.

Симметричный баланс — это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.

Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн — это своего рода зеркальное отражение.


Асимметричный баланс, с другой стороны — немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.

Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.

Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона — прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.

Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.

Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне — преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.


Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.

Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.

Вы, наверное, заметили, что я много говорю о «темах». Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.

Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.

Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем — яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов — на заднем плане.


Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.

Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход — это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.

Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» — переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.

Переход — один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для «создания иллюзий» в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.


Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.

Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.

Пропорция — это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.

Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.

Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений — длины, ширины и глубины или высоты.

Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.

Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.

Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.

Ландшафтный дизайн основы

Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.

Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Источник: www.forumhouse.ru

Ландшафтный дизайн: основы и принципы

Для создания гармоничной композиции необходимо обладать чувством прекрасного и руководствоваться хотя бы начальными принципами проектирования. Одним из важнейших является принцип пропорций. Этот принцип предусматривает правильное расположение растений в зависимости от их размеров и размеров участка.

Иными словами, дизайн участка должен быть пропорционален его размеру и размеру остальных объектов. Учитывая, что человек должен чувствовать себя комфортно и видеть композицию с высоты своего роста, нужно проектировать сад, опираясь на это.

Пропорции растения соотносятся с ростом человека, других растений, размером дома. Если высаживать их в соответствии с этими данными – можно достичь гармоничной композиции.

Кроме того, человеку должно быть комфортно находиться на своем участке. Например, если высадить по периметру высокие деревья, можно почувствовать себя в коробке. И наоборот, если использовать только низкие растения – сад покажется голым.

Не менее важным является симметричность. Совсем необязательно делать одно половину сада зеркальным отражением другой. Однако, равновесие, должно быть, соблюдено. Оно поддерживается при помощи формы, размера, цвета и текстуры используемых элементов. Один мощный элемент по центру не должен перевешиваться не менее мощным элементов с краю. И наоборот, яркая композиция, с одной стороны, должна быть уравновешена чем-то достаточно примечательным с другой. Для этого нужно помнить, что все элементы имеют визуальный вес. Он зависит от формы, размера, цвета и одно не исключает другого. Иными словами, яркий куст вполне может быть уравновешен беседкой спокойного цвета.

Принцип повторения гласит что элементы, используемые в ландшафтном дизайне, могут быть использованы повторно. Ярким примером этого принципа является садовый бордюр, состоящий из тех же элементов что и высокие грядки. Или узор дорожки, повторяемый бордюром. Если повторений будет много – сад грозит быть скучным и монотонным, а если повторений будет мало – глазу не за что будет зацепиться и возникнет ощущение путаницы.

«Основы ландшафтного дизайна: правила и основы искусства» фото - 8524 800x448
Дизайн участка

Обустройство сада для начинающих

Всегда наступает время, когда необходимо делать что-то в первый раз. Ошибок не избежать, но они позволяют приобретать опыт, который поможет в будущем получить необходимый результат. Есть распространенные ошибки, которые допускают почти все при оформлении своего сада:

  1. Копирование понравившегося образа. Картинка в интернете передает только самый выгодный ракурс, не описывая особенности участка и почвы. Поэтому прежде чем бездумно копировать что-то интересное, нужно проанализировать, подойдет ли этот способ для дачи.
  2. Отсутствие организации бюджета. Даже если большинство элементов изготавливается самостоятельно или из подручных материалов – нужно задуматься о средствах. Иногда даже самостоятельное изготовление будет стоить дороже чем что-то покупное.
  3. Продумать зонирование. Какие функции должен выполнять сад? Может быть, активный отдых? Или тихое место для размышлений. Эти зоны стоит предусмотреть.

Правила в дизайне

На самом деле, если разобраться – все становится достаточно просто: нужно соблюдать баланс. Он должен быть во всем: в месторасположении зон, в цвете, в формах сада.

На самом деле, все эти правила необходимы как раз профессионалам. А если нужно делать сад самому – можно руководствоваться собственным чувством прекрасного. Если оно развито – композиция получится интересной, и будет справляться с главной задачей – радовать глаз хозяина.

Основные элементы в ландшафтном дизайне

Главным объектом является непосредственно сам сад. А при его помощи можно создавать интересные композиции, используя аллеи, живые изгороди, различные посадки и клумбы, бордюры, солитеры, кулисы, лабиринты, топиари. Элементов дизайна бесчисленное множество. Они могут быть специально созданы для данной композиции или появиться самостоятельно.

Законы и правила садово-паркового искусства

Простота. Она заключается в легкости форм. Достаточно вспомнить песчаные сады, впечатляющие своей простотой и необычностью. Поэтому нужно помнить что пышно и ярко – не всегда красиво.

Четкость форм. Конечно, речь идет о живом организме и очень четкие формы будут смотреться как минимум неестественно. Однако, например, ручей, должен протекать именно в вычерченном заранее русле. Для того чтобы не испортить композицию.

Основы композиции. Создание интересного сада невозможно без продуманной формы. Для этого придется взять в руки бумагу и карандаш и нарисовать желаемый пейзаж. Хотя бы схематично. Если рисование – далеко не сильная сторона, можно использовать коллаж. Самое главное – на момент начала работ четко представлять результат.

«Основы ландшафтного дизайна: правила и основы искусства» фото - 111 1
Садово-парковое искусство

Источник: PostroitBanju.ru

Урок №1 — Основные понятия и принципы

В первом уроке мы рассмотрим основные законы, которыми пользуются мастера дизайна, будь то живописец, архитектор или ландшафтный дизайнер. Садово-парковое искусство — одно из древнейших видов культуры. Сады и парки известны с глубокой древности, они органично входили в мир повседневности, отражали в себе стилистические пристрастия той или иной эпохи, являлись своеобразным барометром религиозных или светских воззрений.

Садово-парковое искусство тесно связано с архитектурой, а значит, оно строится по определенным законам и правилам свойственным зодчеству. Как и любое произведение искусства, парк или сад должны иметь композицию (от латинского – составление, связывание).

Композиция

Композиция – своеобразная ось произведения. Она обуславливается спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом.

Части композиции должны быть подчинены, увязаны друг с другом, эта связь является залогом единства, цельности произведению. Композиция должна определяется особенностями вида, искусства и требованиями стиля. Так, для классицистического ансамбля характерны чёткая структура уравновешенность всех частей и единая точка зрения.

Пространство и перспектива

Первой составляющей композиции является отношение творца ландшафта к пространству. От замысла мастера — художника зависит какое оно – замкнутое или открытое. В ландшафтном дизайне можно употребить такие понятия как переполненное, естественное или свободное.

садово-парковое искусство в англии

Садово-парковое искусство одно из древнейших видов культуры.

Допустим старый заброшенный парк или чаща леса вызывают ощущение замкнутого пространства. Естественное пространство — чередование закрытого и открытого пространства: из леса выходим на опушку. Открытое пространство свободно от форм, это луга, поляны, долины. Грамотно построенное пространство зависит напрямую от перспективы.
В искусстве ландшафтного дизайна перспектива служит воссозданию иллюзии видимого мира. Этот прием помогает организовать пространство в зависимости от поставленной задачи.

Парковое искусство в Париже

Форма

Форма — важнейший элемент наряду с пространством — комплекс средств и приёмов, помогающих воплотить и раскрыть художественное содержание. В ландшафтном дизайне форма лучше всего выявляется с помощью геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал, круг, волнистая линия. В природе это силуэты деревьев, прямые и волнистые посадки живой изгороди, очертаний построек, в том числе павильонов беседок, фонтанов, мостов.

Линия

Линия одно из важнейших свойств композиции и пространства, она объединяет все элементы ансамбля и является своеобразным камертоном произведения, придавая ему настроение. Строгие и регулярные очертания садов Версаля и Петергофа. Плавные и естественные линии Павловска и Софиевки.

верхний сад Петергофа
Санкт-Петербург, Россия. Петергоф,верхний сад.

Пропорциональность и масштабность

Следующим основным правилом, которое касается садово-паркового искусства должны быть пропорциональность и соразмерность.

Пропорция — это закономерное соотношение величин частей произведения между собой. Пропорция должна присутствовать и в наполненности растениями, и по наполнению цветом и по форме элементов: приблизительно 60-70% основного (цвета, формы, массы), 30-20% дополнительного и 10% контрастного. Важно учитывать и соразмерность, так как маленькое строение будет теряться на большой территории. Огромный дом, огороженный сплошным, глухим забором на маленьком участке, будет смотреться неуместно.

Ритм

При проектировании участка или устройстве парка естественно не стоит пренебрегать ритмом — это чередование частей целого, совершающееся с определенной последовательностью. Использование ритма может придать композиции либо стабильность, спокойствие и величие (Трептов парк), либо динамку и напряжение (вилла Сарко Боско).

Трептов-парк
Берлин, Германия. Трептов-парк.
Сакро Боско парк в Италия
Бомарцо, Италия. «Священным лесом» (Sacro Bosco)

Садово-парковая зона составляет почти 200 м в длину и 100 м в ширину. Сакро Боско украшен разнообразными мифологическими скульптурам и удивительными архитектурными сооружениями. Парк построен для герцога Франческо Орсини и является выдающимся памятником итальянского Ренессанса. Строительство парка затянулось на долгие 32 года: с 1548 до 1580. Его проектировали архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио, и назван он «Священным лесом» (Sacro Bosco). Из-за ужасающего вида и его «обитателей» в настоящее время парк переименован в «Парк монстров» (Parco dei Mostri).

Симметрия и равновесие

Одним из свойств организации пространства, является симметрия и асимметрия. Они организуют пространство объекта, сада или парка. Строгой симметрией отличаются парковые ансамбли: это территория МГУ, парк-асимметрия Гуэль в Барселоне.

парк Воробьёвы горы при МГУ
Москва, Россия. Парковый ансамбль, территория МГУ, Воробьёвы горы
парк Гуэль
Барселона, Испания. Парк Гуэль. Построенный Антонио Гауди в 1900-1914 годах.

Доминанта

Любой парк, сад имеют доминанту — основной объект или главный объект, который держит композицию и ради которой она создана. В основном это архитектурные большие произведения, дворцы: Версаль, Петергоф, Царское Село и т.п. Если рассматривать некую маленькую часть парка, усадьбы, то это может быть павильон, беседка, мостик, вокруг которого создаётся некая пейзажная картина.

Версальские сады ритм ландшафтного дизайна
Версаль, Париж. Сады у Версальского дворца.
нижний парк Петергофа
Санкт-Петербург, Россия. Петергоф, нижний сад.

Колористика

Эстетическое единство пейзажу или ландшафту парка, участка придаёт колорит — цветовой строй. Цвет воздействует на настроение, придает вкус, наполняет душу радостью или грустью. В идеале он не должен быть слишком бледным или слишком кричащим. Важно чтобы цвет постройки — доминанты гармонично сосуществовал с рельефом местности и особенностями пейзажа, колоритом окружающих растений.

При смене времён года меняется весь облик садового комплекса: весна в нежно-пастельных тонах, лето – яркая зелень, синяя гладь воды, брызги фонтанов, осень — золото деревьев с яркими вкраплениями красного цвета, все это в сочетании с архитектурой каждый раз читается по новому.

Цветовое решение ансамбля подобно душе живущей в теле: без колорита, цвета невозможно никакое произведение искусства, тем более садово-паркового характера.

К списку

Источник: www.uzhniy.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.