Ландшафтный дизайн парка отдыха


Создавая проект обновленного парка, продумайте его дизайн, определитесь со стилем, который вам нравится: классика, пейзажный, средиземнорский, японский. ПКиО станет городским оазисом, где торжествует зелень, есть места для отдыха, а воздух наполнен чистыми ароматами природы.

При составлении ландшафтного проекта наши специалисты ориентируются на пожелания заказчика, учитывают рельеф и природу местности. Поэтому каждый новый парковый пейзаж уникален. Дизайнер по ландшафту и инженер сделают все для создания красивого парка:

  • приедут на участок и детально изучат местность;
  • составят технический проект;
  • проведут комплексную съемку территории;
  • предложат схему по обустройству парковой зоны с учетом индивидуальных особенностей местности и пожеланий заказчика;
  • реализуют идею, согласно утвержденному проекту.

Ландшафтный дизайн парка отдыха

Если заняться обустройством парка своими руками, то процесс затянется надолго. При этом вам нужно будет потратить много времени на изучение особенностей дизайна, создание гармоничной композиции зеленых насаждений. Это требует много ресурсов, но результат всегда неизвестен. Чтобы гарантированно получить изумительный по красоте парк, обращайтесь в «ВАМСАД».

Почему ландшафтный дизайн ПКиО нужно доверять дизайнеру по ландшафту


Для создания ухоженной местности, которая будет привлекательной и уютной, обращайтесь к дизайнерам «ВАМСАД». Здесь вы получите:

  • индивидуальный подход;
  • детальное изучение ключевых параметров;
  • разумные цены на услуги;
  • подбор растений и декора с учетом общего стиля;
  • своевременное выполнение работ.

Дизайн парка отдыха — ответственное дело, поэтому доверяйте обустройство профессионалам. Чтобы получить консультацию дизайнеров ландшафта «ВАМСАД» и ответы на волнующие вопросы, набирайте наш номер: 8 (812) 408-15-76. Мы продумываем каждую деталь и создаем дизайн, который будет красивым сегодня и через несколько лет.

Источник: landshaftnyj-dizain.ru

Искусство безупречного вкуса от «АДСК Групп»

Студия ландшафтного дизайна «АДСК Групп» уже более 7 лет воплощает в жизнь проекты,которые делают краше Москву и область. Привычные пейзажи становятся оригинальными, функциональными и уютными, благодаря смелым, но тонким решениям наших специалистов. Компании, однажды доверившие нам благоустройство ландшафта, стали нашими друзьями и поклонниками таланта дизайнеров «АДСК групп».

Принципы работы специалистов нашей студии:


  • Индивидуальность. Стиль клиента, его вкусовые предпочтения, энергия – все это будет отражено в проекте.
  • Функциональность. Удобство использования важно, как и красота созданного.
  • Минимализм в рутине. Минимум усилий, ухода и забот со стороны клиента.
  • Нестандартность. Оригинальные подходы, свежие идеи, множество вариантов оформления.
  • Универсальность красоты. Обновленный ландшафт будет одинаково прекрасен в любое время года, дня и ночи.

Что мы предлагаем?

Профессиональный коллектив «АДСК Групп» готов осуществить вашу мечту и провести:

  • Строительство в рамках стилистического решения проекта. Дополнительные сооружения часто становятся опорой дизайнерской задумки или же выступают вспомогательными элементами.
  • Обустройство участков с соблюдением принципов эстетики и функциональности. Скрыть недостатки рельефа и подчеркнуть достоинства – это все под силу нашим мастерам.
  • Проработку инфраструктуры участка и архитектуры ландшафта. Комфорт и красота в каждой детали проекта.
  • Оборудование живописного водоема. Такое место может стать акцентом всей благоустроенной территории.
  • Организацию зон для пикников и барбекю. Отдых для многих немыслим без свежей пищи, поджаренной на открытом огне.
  • Систему освещения в саду, на придомовой территории, в парковой зоне. Свет способен поменять всю атмосферу участка.
  • Комплексное озеленение. Деревья, кустарники, цветы и травы, отвечающие вкусам клиента и стилевой организации проекта.

Как мы работаем?

Вся работа по благоустройству территории состоит из трех больших этапов:

  • Идейный замысел. Знакомство с владельцами участка, их ожиданиями и надеждами. Осмотр места. Создание эскиза будущего проекта, прорисовка основных черт, разделение на зоны. Осознание стиля, настроения, особенностей функционального назначения.
  • Дизайнерское проектирование. Разработка ландшафтного проекта в деталях. Отражение задумки в планах, чертежах, документации.
  • Практическое воплощение. Применяются современные технологии, проверенные инструменты и материалы. Воплощением замысла занимается дружный коллектив профессионалов.

Почему нам можно доверять

Появление благодарных клиентов – это не случайность, а результат продуктивной деятельности людей, которые любят свою работу и стремятся делать мир лучше.

Нам доверяют потому что:

  • Понимаем все нюансы и тонкости ландшафтного дизайна. Сложные задачи – это «подарки» от клиентов, потому что они помогают совершенствоваться.
  • Доводим дело до конца и помним о сроках исполнения заказа.
  • Предоставляем гарантии на проведенные работы и использованный материал.
  • Консультируем подробно, по делу, без «воды».
  • Предлагаем прозрачное ценообразование.
  • Наше главное «оружие» – обширные теоретические знания, практические навыки и старательное воплощение задумок.
  • Опыт наших сотрудников – это результат творческого пути.
  • Контролируем каждый этап проекта.

Ландшафтный дизайн от «АДСК Групп» – это гармония архитектурных моделей, рельефных черт, безупречной планировки, зеленой растительности и удобной системы инженерных коммуникаций в любом стилевом направлении дизайна. Мы уверены в своих силах. Приглашаем вас разделить с нами процесс созидания живого чуда на вашей территории. Не откладывайте встречу с прекрасным.

Источник: landshaftniydesign.ru

Стили садово-парковой зоны

Ландшафтный дизайн парка можно приблизить к классическому, японскому, деревенскому или кантри, модерн и другим стилям. Необходимо отталкиваться как от личных предпочтений и представлений, так и внешнего вида дома, и других построек, уже имеющихся на территории.

Все большую популярность в последние годы приобретают восточные мотивы в оформлении сада. Японский сад можно создать даже на маленькой территории, грамотно соединив стихии воды, камня и растительного мира. Идеальным пространством для такого парка является холмистая местность, хотя и ровный ландшафт также уместен. Центром японского парка является небольшой водоем, окруженный камнями и хвойными растениями. Хороши мостики, беседки в японском стиле, каменные дорожки. В таком саду практически нет места для цветущих растений. В центре внимания сосны, можжевельники, карликовые разновидности иных хвойных и лиственных пород деревьев. Идеальном завершением такого ландшафта будет небольшой бурлящий водопад.


Чертами аристократизма обладает ландшафтный дизайн парка в стиле прованс. Это простота и изысканность оформления, провинциальное очарование и натуральность материалов. Главными «обитателями» такого парка будут герань, петуния, лиственные породы деревьев, обилие вьющихся растений, застенчиво скрывающих окна и беседку. Идеально впишутся в картину столовые гарнитуры с нежными кованными элементами. Преимущественными цветами сада в стиле прованс являются голубой, фиолетовый и синий. Они успокаивают, способствуют хорошему отдыху. Как правило в таком саду всегда имеется небольшой огород с пряными и лекарственными травами. Вдоль стен дома, у входа всегда предусмотрены горшки с цветущими растениями, предпочтение отдается глиняным сосудам с бегониями, петуньями, лавандой.

При оформлении парка в стиле модерн, важно придерживаться четких линий и минимализма во всем. Здесь должен быть идеальный газон, который четко ограничивают ассиметричными цветниками или растительными группами.

Парк в стиле модернГлавное правило – максимум свободного пространства и минимум сложных растительных композиций. Лучше вписываются в такой ландшафт миксбордеры с солитерами, скульптурами птиц и животных. Много внимания уделяется выбору лиан. Это хмель и каприфоль. Кстати, наиболее приемлемыми цветами в саду модерн является белый, зеленый, синий, желтый, черный и голубой.


Самым простым в оформлении ландшафтного дизайна считается парк в стиле кантри. Это уютный деревенский дворик с обилием простых цветов, плодовых деревьев, ягодных кустарников, огородиком и плетеным забором. В качестве емкостей для посадки растений могут выступать деревянные колеса, корыта, глиняные кувшины, чугунки. В качестве декоративных элементов может выступать импровизированный колодец, деревянная лавка, деревянный забор, небольшой пруд с декоративными утками. Главное правило – экологичность и простота.

На что обратить внимание при оформлении парка

Когда вопрос о стилистическом оформлении парка решен, необходимо перейти к стадии планирования, закупки материалов и реализации проекта. Есть несколько моментов, на которые необходимо обратить наиболее пристальное внимание в процессе планирования/реализации задумки.

1. Проект озеленения парка должен учитывать стиль оформления дома и других построек, чтобы они представляли собой единое целое, гармонично дополняющие друг друга.

2. Рационально планировать дорожки (аллейки) и систему освещения. Каждая отдельная ветвь должна вести к определенной зоне, либо продолжать маршрут прогулки по парку.


3. Нельзя забывать о совместимости растений и деревьев, а также степени их роста в течение года.

4. Уделять внимание малым архитектурным формам. И здесь имеется ввиду не беседки, обеденные зоны, пруды с мостиками и водопадами, а скромные скульптуры, каменные вазы, вертикальное озеленение, декоративные изгороди, скамейки в укромных уголках парка.

5. Растения и деревья должны мирно и гармонично соседствовать друг с другом. Можно чередовать небольшие рокарии с цветочными клумбами, главное придерживаться правил сочетания цветов.

6. Парк в первую очередь предназначен для прогулок и любования пейзажем. Дорожки не должны обрываться через 2 метра, а уводить дальше, открывая новые виды и зоны.

7. Важно помнить о ритме. Сад должен быть живым. Ритм и динамика проявляются в шепоте листвы и тонких ивовых ветвей на ветру, жужжании насекомых, порхании бабочек. Парк должен жить, а не угнетать мертвой каменной тишиной.

Садово-парковый дизайн наиболее сложен в планировании и исполнении. Здесь много сложностей, но и не меньше хитростей, следуя которым можно удачно обыграть даже пространство в несколько квадратных метров.

Источник: aquagroup.ru

Ландшафтный дизайн парков и садов

Ландшафтный дизайн парков и садов 17 и 18 вв. интересен для нас с точки зрения изучения и понимания разных стилей садово-паркового искусства. Однако парки не служили местом массового отдыха населения и не были органической частью городского ансамбля. Только в 19 в. появляется городской парк, действительно связанный с городом, со всеми элементами городского парка, необходимыми человеку для массового использования и отдыха.


Благодаря широкому развитию строительства городов появляется много запланированных территорий для ландшафтного дизайна парков, скверов и садов. Новые паркостроители, такие как Пакстон, Гибсон (Англия), Пюклер (Германия), Альфан и Андре (Франция), Ольмстед (Америка), практически не были градостроителями, но они умели сочетать теорию ландшафтной архитектуры с градостроительными проблемами.

Развитие парка в условиях многолюдного города ставит перед нами более сложные задачи, так как при их решении должны учитываться многочисленные потребности городского населения. Массовое посещение парков, появление спортивных площадок, введение зрелищных мероприятий, автомобильный транспорт и т.д. сильно усложняют решение чисто планировочных задач.

Вместе с тем, если в предыдущие эпохи архитектор объединял в своем лице и паркостроителя, и зодчего, то в середине 19 в. они расходятся по разным дорогам. Парковое искусство лишилось своего заказчика в лице дворянства и королевского двора. Оно мельчает и часто превращается в любительское декоративное садоводство, которое развилось благодаря достижениям растениеводства, интродукции и акклиматизации растений, достигших к этому времени особого расцвета.

    Ландшафтный дизайн общегородских парков


Пейзажный стиль 19 в. не похож на романтические затеи 18 в. Практический век капитализма убрал все лишнее, сентиментальное. Кривизна дорожки становится более плавной, посадка деревьев — более плотной. Появляются «деловые дороги», которые служат для пересечения сада или парка по кратчайшему расстоянию, или «поясные дороги», позволяющие обойти по периметру. Парковый ландшафтный дизайн становятся строже, практичнее, господствует «золотая середина». Сооружения вводятся только практически необходимые. Вместе с тем богатство ассортимента и умелое его распределение дают возможность создавать в городских парках разнообразные пейзажи, контрастные с окружающей застройкой.

Необходимость в открытых и озелененных пространствах заставляет градостроителей искать пути включения зелени в город. Открываются для общего пользования бывшие частновладельческие сады и парки (сады Люксембург и Монсо в Париже, королевские парки в Лондоне). На месте бывших городских укреплений создаются бульвары и парки (ринг в Вене, полукольцо парков в Риге); на пустырях проектируются новые ландшафтные дизайны садов и парков.

В качестве типичного примера нового парка 19 в. можно привести парк Бют-Шомон. Его территория площадью 25 га была пустынным местом за пределами Парижа, где в средние века возвышалась виселица, а позднее этот участок превратился в место свалки и разработки карьеров. В 1864 — 1867 гг. архитекторы Альфан, Барилье Дешан и Андре создали здесь живописный парковый ландшафтный дизайн. Основная доминанта парка — озеро с островом на месте бывших каменоломен. Живописная, увитая плющом скала возвышается над озером на 50 м. Ее украшают темные гроты, ручьи и каскады. Наверху стоит беседка — ротонда, к которой ведут извилистые тропинки с лестницами. Из беседки открываются беспредельные виды на Париж.


В ландшафтном проектировании парка используются целесообразные приемы пересечений парка деловыми и плавными поясными или огибными дорогами, которые давали возможность находиться в парке длительное время. Сооружений в парке мало, кроме ротонды на верху скалы есть еще два бельведера, три кафе и несколько домиков для сторожей и садовников, постоянно ухаживающих за растениями. Основную прелесть парка составляют его деревья — платаны, каштаны, сосны, сикоморы, бирючины, павловнии, разросшиеся пышными группами на устроенный газон. Благодаря сгущению насаждений по периметру в парке Бют-Шомон, несмотря на его небольшие размеры, не ощущаешь близости города.

Примерно в это же время в Лондоне создается ряд новых, открытых для общего пользования парков, дополняющих систему королевских парков.

Один из таких парков — Беттерси парк, автором которого был Джон Гибсон. Несмотря на значительную площадь — 79,6 га, принципы его планировки те же, что и парка Бют — Шомон. Расположенный на берегу Темзы и окруженный застройкой только с трех сторон, он, тем не менее, имеет и пересекающие его дороги и симметричную огибную дорогу для верховой езды. Наличие реки никак не отражается на ландшафтном проектировании парка, в основном симметричного. Только зеленые насаждения, плотным кольцом окружающие парк по периметру, имеют разрывы и отдельные групповые посадки растений со стороны воды.

Размещение зеленых насаждений очень разнообразно и интересно. Плотные рощи, групповая посадка деревьев, одиночные посадки и поляны сочетаются с аллейной посадкой, где ряды деревьев либо расположены с двух сторон, либо стоят в один ряд в середине дороги. Обработка дорог не повторяется ни разу. Особенно интересно размещение посадок на берегу водоема, где его извилистые контуры еще более подчеркивает групповая посадка деревьев.

Типично для века акклиматизации иноземных пород, устройство в парке питомников и уголка тропических растений. Для английского парка характерен большой процент открытых площадей газона. Газон служит не только декоративным целям, на нем играют в крокет, в футбол и другие игры. Прочный, спортивный газон — обязательный элемент английского парка. Искусственный водоем для лодочных прогулок, спортивные площадки с трибунами, гимнастический городок, эстрада, буфет и ресторан придают ландшафтному дизайну прогулочный, и развлекательный профиль, сохранившийся до наших дней.

Своеобразные решения городских парков можно наблюдать в работах крупного ландшафтного архитектора 19 в. Эдуарда Андре. Очень большое количество парков, выполненных не только во Франции, но и во многих странах Европы, в том числе и в России (парк Отрада близ Серпухова на реке Лопасня — пример ландшафтного дизайна парка 300 га с лесными массивами, декоративным садом, оранжереей, фруктовым садом и т.п.), обусловило создание определенного стиля парков, где вся планировка подчинена системе геометрических кривых эллипсов и кругов, соприкасающихся и пересекающихся друг с другом.

Своеобразная «регулярность нерегулярностей», скрытая искусственность парков Андре, по мнению историка садово-паркового искусства Жоржа Громора, надоедает больше, чем симметричные линии регулярного партера. Несколько неприятная в плане надуманность этих кривых в натуре не ощущается благодаря умелому использованию территории, распределению зеленых насаждений и больших масштабов парков. Андре говорил: «Самые красивые композиции садов рождаются от самой тесной связи между искусством и природой, между архитектурой и пейзажем».

В качестве примера разберем один из наиболее известных парков Андре — Сефтон парк в Ливерпуле (Англия). Ландшафтное строительство Сефтон парка начато в 1867 г. на площади 156 га, пересеченной двумя долинами и занятой хозяйственными угодьями. Все ручьи и озера созданы искусственно по протоку, пересекающему всю территорию с севера на юг. Зеленые насаждения также сделаны заново.

Вся система ландшафтного дизайна и проектирование построена на сочетаниях кругов, эллипсов и прочих кривых, которые благодаря своему масштабу (диаметр круглой лужайки для игр равен 400 м) не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. Собственно, в этом-то и недостаток планов такого стиля. Ведь решение плана Ленотра с его бесконечно открывающимися далями было рассчитано на ощущение именно этой бесконечности в натуре!

Нас интересует в Сефтон парке совершенно новое районирование парка. Лужайки для крикета и для спортивных игр, дорожки для всадников со специальными домиками — приютами для них, парк ланей, ресторан, музыкальный павильон и самостоятельный сектор ботанического сада с оранжереями, парниками, аквариумами, бассейнами и открытыми экспозициями растений создают новый тип парка, рассчитанного на массовое посещение и на разносторонний отдых.

Групповое и одиночное озеленение зелеными насаждениями отличается некоторым однообразием в трактовке. Нет контраста в решении отдельных групп и больших массивов, поляны довольно однообразны по размерам, а «букет» деревьев почти всюду акцентирует пересечение дорожек, что создает некоторый примитивизм.

Пожалуй, для нашего современного понимания ландшафтного дизайна городского парка ближе всего работы прекрасной плеяды ландшафтных архитекторов Америки, создавших необычайно интересные парки большого масштаба в ее новых городах 19 в.

Олмстед — старший создает в середине 19 в. Центральный парк в Нью-Йорке площадью 300 га, спроектированный по законам пейзажного парка, но рассчитанный на посещение многих тысяч людей. Братья Олмстед (сыновья Олмстеда — старшего) проектируют в 1908-1909 гг. ряд парков в Чикаго.

Особенно интересны в смысле решения поставленной задачи Джексон парк площадью 217 га на берегу оз. Мичиган и Вашингтон парк (южная парковая система Чикаго) площадью 148,4 га. В первом основой являются водные протоки и озера, образующие интересные водные поверхности, а во втором пленяет необыкновенный масштаб главной поляны.

Так необычайно просто и ясно решен вопрос ландшафтного проектирования Вашингтон парка: по периметру основные дороги — поясные, образующие целый пучок почти параллельных дорог, по которым проходит основное движение посетителей, к ним добавляются дороги, пересекающие парк. Все дороги проходят в густых зеленых насаждениях, образующих лесные массивы. Массивы прижимаются к периметру парка, освобождая от насаждений ядро парка — главную поляну для игр и отдыха площадью около 40 га. На поляне нет дорог, движение по ней свободное. В другой половине парка главенствует водоем изрезанной формы, в связи с чем, несмотря на большую площадь, он не умаляет значения доминанты — поляны. Представляется, что подобный ландшафтный дизайн территории близок к нужному масштабу городского парка.

Не мене интересны работы пейзажного архитектора Иенса Иенсена, датчанина по происхождению. Одна из ранних его работ — парки в западной парковой системе Чикаго. В великолепных парках — Колумбус парке и Хумбольд парке архитектор стремился дать городу здоровую красоту естественной природы. Огромные чистые травянистые площадки газона перемежаются лесными массивами из местных пород. Дикие яблони, боярышник, сливы, вишни, дерен красный обрамляют опушки лесов, состоящих из клена, дуба, вяза и ясеня. Повсюду растут цветы прерий и шиповник.

Иенсен отказался от чужеземных растений. Все растения парков соответствуют местному климату и топографии. Они собраны в соответствующие группы, как бы единые, но вместе с тем внутри этого единства заключена многообразующая индивидуальность каждого вида. Парки Иенсена — не простая копия природы, а законченное произведение искусства ландшафтного дизайна и проектирование, построенное на знании органических законов природы плюс сознательное творческое воображение. Щедрость и простота, идея простора — все это характерно для парков Иенсена, проникнутых, по словам Альфреда Колдуэлла, духом прерий.

Ландшафтный дизайн всех парков городской системы Чикаго рассчитан на массовое посещение. В его планировке видна забота дать посетителю как можно больше удобств. Огромные стоянки автомобилей, крупные поляны для отдыха, пляжи по берегам водоемов создают условия для полноценного отдыха в городской среде.

Наиболее современным и заслуживающим внимания городским парком на огромной территории в 895 га является новый ландшафтный дизайн территории лесопарка в Амстердаме. Перед ландшафтными строителями парка стояла задача создать условия для отдыха городского населения, не имеющего возможности выезжать на курорт. Необходимо было наиболее экономичным путем создать на отвоеванных у воды землях большой массив леса.

Ландшафтное строительство парка началось в 1934 г. по проекту Корнелиуса Ван Эстерна на польдерах методом лесных культур. Лесные массивы из дуба, ясеня, клена, черемухи, рябины, березы, липы, лиственницы с подлеском из лещины, бузины и тисса высаживались рядовой посадкой (10 тыс. саженцев на 1 га) без особого художественного замысла.

Защитный пояс был создан из ольхи, ивы и тополя. Всего было посажено 400 га леса, 200 га было отведено под спортивные площадки, 100 га под лужайки для игр, а остальная территория — под водоемы и дороги. Простота и экономичность были основой при ландшафтном строительстве парка.

Когда зеленые насаждения достигли достаточной величины, начали обрабатываться защитные зоны и опушки, оставлялись красивые группы и подсаживались декоративные насаждения из бука, пихты, кедра, сосны. Были прорезаны дороги, создан гребной канал двухкилометровой длины и устроена целая сеть озер и протоков, необходимых для осушения территории. Кроме того, для этих же целей было уложено до 300 км дренажных труб.

При рытье каналов и озер вынутую землю употребили для искусственной насыпной горы с основанием до 20 га и высотой 15 м. Более крутой северо-восточный склон используется для лыжников. Около гребного канала создана приподнятая территория в трех уровнях, где размещены три дороги — для людей, велосипедов и автомобилей. Из насыпных территорий складывается своеобразный микрорельеф ландшафтного дизайна парка, который используется для открытого театра на 15 тыс. зрителей, для кафе, спортивных площадок, автомобильных дорог, размещенных в других уровнях, и прочих устройств. Центром парка служит большая игровая поляна диаметром 300 м около озера. Рядом находятся холм и открытый театр.

Принцип ландшафтного проектирования парка, вернее, городского лесопарка, — решение районирования крупными зонами. Леса чередуются с большими полянами газона, водоемами и целыми комплексами спортивных площадок. Водоемы используются для спортивных состязаний, купания и рыбной ловли.

Сооружений очень мало — зеленый театр, кафе, ресторан, перголла в детском секторе и мосты. Основной отдых в парке — это прогулки на велосипеде и пешком, занятия на воздухе и спорт. Декоративные насаждения, цветочное озеленение территории, дорогие приемы паркового озеленения употребляются очень скупо, только у мест отдыха, кафе и театров.

Целесообразность и простота решения позволяют считать лесопарк в Амстердаме примером действительно нового и экономичного типа городского ландшафтного дизайна парка. У него нет особого стилевого признака, основная его задача — создать условия для отдыха населения.

Мы проследили на ряде примеров, как менялись требования, предъявляемые к городскому ландшафтному дизайну парка, как он стал современным парком с необходимыми условиями для нормального здорового отдыха городского населения в окружении, близком к природе.

В России в конце 19 в. также возникает городской сад общественного пользования. Это было очень небольшое озелененное пространство с эстрадой для духового оркестра, с цветочной клумбой и «проходкой» — аллеей для гулянья. Как исключение для отдыха населения отводились более крупные территории лесных массивов в пригородах (например, Сокольническая роща или Петровский парк в Москве), но никакой продуманной планировки для массовых посещений или включения спортивных устройств на территории парка не было.

Городские парки в СССР, парки особого профиля, где сочетается массовый отдых населения с большой культурно-просветительной работой, прошли интересный путь развития. Первый парк культуры и отдыха был организован в 1929 г. в Москве на территории первой Сельскохозяйственной выставки и Нескучного сада. После этого почти во всех городах создаются и проектируются новые типы общественного парка.

Первые проекты ландшафтного дизайна парков были интересны своими поисками архитектурного облика, соответствующего новому содержанию массового парка социалистического города, но они все обладали чрезмерной грандиозностью. Поля массовых игр, широкие аллеи и площадки не соответствовали масштабу городского парка. Архитектура зелени — основа парка — не учитывалась, парковые сооружения носили характер временных построек, случайно размещенных в парке.

В дальнейшем ландшафтное проектирование и ландшафтное строительство парков приобретает более реальный характер. Включение в генеральные планы городов зеленых насаждений, и в частности городских парков как основных зеленых массивов города, позволяет решать их не как случайные парковые объекты ландшафтного дизайна, а в строго соответствии с городским окружением. Появляются интересные и своеобразно решенные парки в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Днепропетровске, Краматорске, Ворошиловграде и в других вновь возникших городах. Все эти парки строятся с учетом природных условий и климатических данных и поэтому отличаются большим разнообразием архитектурно-планировочных решений.

В качестве примера ландшафтного дизайна и проектирования большого парка рассмотрим принятый к осуществлению проект ландшафтного дизайна парка им. В.И. Ленина в Санкт-Петербурге (архитекторы Е.А. Левинсон, Л.И. Шретер, А.Т. Леляков и О.Н. Башинский). Приморский парк им. В.И. Ленина располагается на южном берегу Финского залива в новом жилом районе Санкт-Петербурга и является составным элементом непрерывной парковой зоны вдоль залива, в которую входят парки Стрельны и Петродворца. Таким образом, Санкт-Петербург получает выход к морю и прекрасную городскую панораму в парковой оправе со стороны Финского залива.

Большая площадь парка (540 га) позволяет решить его многообразные функции, не затесняя и не размельчая территорию. Восточная часть парка отводится для проведения массовых мероприятий, для зоны аттракционов и стадиона на 30 тыс. м. В западной части размещаются детский сектор, зона пляжей, прогулок и тихого отдыха. Средняя часть отводится под центральный ансамбль сооружений, увековечивающий память В.И. Ленина. Этот ансамбль составляет основное ядро ландшафтного дизайна парка.

Всю территорию парка можно разбить на семь ландшафтных районов: 1) главная входная площадь с эспланадой; 2) район паркового ансамбля «Дружба народов»; 3) район береговой полосы; 4) комплекс стадиона; 5) зона аттракционов; 6) пейзажи внутренних водоемов и полян; 7) зона детских игр.

Первый район строится целиком на приемах регулярного ландшафтного дизайна. Ансамбли «Торжество науки» и «Расцвет искусств» около Морской триумфальной площади и большого партера, фланкированного двумя холмами с березовыми рощами «Мир» и «Юность», подчеркивают конец Большой дуговой магистрали шириной 120 м. Перед входящими в парк отсюда открываются бескрайние просторы моря.

Второй район сочетает приемы регулярного и живописного ландшафтного дизайна. Площадь «Дружба народов», мемориальный участок, включающий рощу «Победа», музей — выставку «В.И. Ленин» и памятник «Ленин в Октябре», фонтан «Буревестник», павильон — выставка «СССР сегодня», зеленый театр и главное здание парка связаны в единый ансамбль, отдельные сооружения сочетаются с водоемами, рощами и полянами свободных контуров.

Остальные районы парка компонуются в зависимости от своего назначения и расположения. Береговая полоса объединяет все районы; её линия то плавная, то изрезанная с рядом бухточек и заливов. Дополнительные внутренние водные поверхности позволяют летом продлить купальный сезон в то время, когда в заливе уже ветрено и холодно, а зимой — создавать катки. Намывом земли из залива общая отметка парка поднимается на 2,5 м. Отдельные приподнятые части — трибуны стадиона, летний театр, гора в детском секторе — создают интересный рельеф, который вносит разнообразие в общую объемно — пространственную композицию ландшафтного дизайна парка.

Насаждения в виде рощ и отдельных групп прорезаются видовыми просеками по направлению к морю. Такая направленность перспектив ландшафтного дизайна как бы подчеркивает значение моря в общей композиции парка, охватывающего бухту Финского залива на протяжении 8 км. Все парковые секторы соединены системой полян и водоемов, раскрывающих внутренние перспективы ландшафтного дизайна.

Дорожная сеть образует систему продольных, поперечных и диагональных направлений, удобно связывающих отдельные части парка и раскрывающих перед посетителем разнообразие паркового ландшафтного дизайна. Основные прогулочные направления выбраны по берегам залива и водоемов; регулярные аллеи направлены по основным трассам с учетом потоков движения посетителей.

Композиция парка построена на контрастах — открытые ландшафты моря и закрытый ландшафтный дизайн внутренних частей парка, геометрические, парадные ансамбли и естественные пейзажи лугов и рощ. Разработка отдельных фрагментов парка раскрывает найденные авторами интересные приемы: сочетания стриженых боскетов со свободными группами, акватории с круглыми островками, связанными проходами по воде, бассейны с изгибами живых изгородей, отгораживающих пляжи от проходящих посетителей, искусственные скалы в парке аттракционов, сочетание открытых и закрытых помещений в сооружениях парка, разнообразие в приемах решений зон отдыха — все это создает новый и неповторимый облик ландшафтного дизайна парка.

Из примеров новых московских парков заслуживает внимания выполняемый в натуре парк Дружбы на Ленинградском шоссе в Москве. Парк Дружбы был заложен 1 августа 1957 г. в дни Международного фестиваля молодежи.

Для каждой страны мира был выделен свой сектор — всего 72 сектора на площади 17 га. При разработке проекта архитекторами А. А. Савиным и В.И. Ивановым этот ландшафтный участок парка, символизирующий нерушимую дружбу народов, получил особое значение. Он насыщается скульптурными группами, а на самой высокой точке, господствующей над всей территорией парка, по оси Химкинского вокзала закладывается монумент, посвященный дружбе народов. Эта часть парка выполняется в первую очередь имеет общегородское значение.

Остальная территория парка площадью 72 га планируется как парк районного значения и неразрывно связана с прилегающими кварталами. Небольшие ложбины в соседних кварталах превращаются в микрорайонные сады, композиционно и функционально объединяющиеся с парком.

Центр парка — акваторий размером 800X800 м. Для него полностью использованы карьеры бывшего кирпичного завода. Подпор воды обеспечивает хороший ее обмен, поэтому здесь можно предусмотреть все виды водного спорта и купанье. Большое открытое пространство воды окружено высокими холмами, среди которых прячутся маленькие блюдца воды с островками и заливами. Цепочка деревьев у воды четко вырисовывается на фоне плотного древесного массива, располагающегося по периметру парка. Эта часть парка отличается большой продуманностью и проработкой рельефа, воды и зеленых насаждений.

Сооружения удачно вписываются в ландшафтный дизайн территорий, не нарушая его композиционного единства. Кольцевая прогулочная дорога хорошо связывает все части парка. Спортивные площадки размещаются около интернационального студенческого общежития, участок которого отрезает от парка часть территории. К парку подводено метро, для подхода к которому сделана перерезающая парк прямая аллея. Недостаток парка в том, что к его территории вплотную примыкают к автовокзалу.

Приведенные примеры говорят о возможности разнообразной трактовки планировки парка. Несмотря на общность их цели — обеспечить отдых населения в условиях, близких к природным, у каждого общегородского парка должна быть своя специфика.

Общегородской парк может быть использован населением прилегающего жилого массива и как парк районного значения.

     Ландшафтный дизайн спортивных парков

Другой характер ландшафтного дизайна парка массового отдыха имеют специальные спортивные парки. Подвижный активный отдых так же нужен населению, как и спокойный. Вот почему с каждым годом увеличиваются площади, отводимые под игры и спорт. Открытые пространства в городах, необходимые для этих занятий, должны получить такое же значение, как и озеленение территории пространства парков отдыха. Новый вид парков — спортивные парки, где первостепенная роль отведена играм и спорту, т.е. активному отдыху, получает все большее распространение, причем такой парк может быть одним из секторов общего городского парка или решаться самостоятельно.

Центральный парк Санкт-Петербурга на островах Невской дельты не мог считаться завершенным, пока функционировала одна его часть — прекрасный парк на Елагином острове, отведенный под зону тихого отдыха. Только после Великой Отечественной войны, когда был выстроен Приморский парк Победы на площади более 200 га, решенный как парк массового отдыха и спорта, центральный парк получил действительно разностороннее функциональное содержание.

Расположенный на далеко вдающемся в морской залив Крестовском острове, Приморский парк Победы имеет все возможности для активного отдыха населения. Перед началом ландшафтного строительства были проведены большие работы по осушению территории; было сделано много водоемов, и вся заболоченная часть парка была приподнята на два метра. Над окружающим ландшафтным дизайном доминирует стадион — холм, композиционно завершая парковый ансамбль. Он возвышается над уровнем  моря на 16 м. Внутри холма сделана огромная выемка, склоны образовали амфитеатр, вмещающий более 80 тыс. зрителей, а дно — спортивную арену. Внешняя сторона насыпных трибун решена в виде террас, разделенных зелеными откосами. На террасах, окаймленных живыми изгородями, осуществлена посадка кустарников, деревьев, устройство газона. С верхнего уровня раскрывается перспектива на водные просторы Финского залива.

Этот грандиозный стадион-холм органически сливается с парком. Парк начинается сразу с верхней террасы и продолжается уже на горизонтальном участке, включая обширные береговые полосы, удобные для пляжей, кольцевые прогулочные аллеи, луга и водоемы, тенистые рощи. Несколько жесткая планировка центральной части парка с двухкилометровой аллеей, подводящей к оси стадиона, и симметрично разбитыми спортивными площадками смягчается свободным контуром прогулочных дорожек и свободной посадкой зеленых насаждений.

Авторы проекта архитекторы А. Никольский, К. Кашин, В. Степанов, В. Медведев, П. Волков, В. Кирхаглани создали очень интересный ансамбль нового вида массового парка.

Большой интерес представляют современные так называемые народно-спортивные парки за рубежом. На примере парка в Ройтлингене  архитектора  Конвиарца можно убедиться в своеобразной трактовке этого ансамбля. Композиционное ядро парка площадью около 50 га — система открытых лужаек, увеличивающихся по мере удаления от входа, на который они ориентированы. Первые лужайки рассчитаны для игр, а более удаленные используются в случае необходимости как тренировочные поля, для чего на газоне обозначены белой плиткой размеры футбольных полей. Вся эта система лужаек может быть  использована как единая поляна.

Вокруг этого ядра с одной стороны размещается стадион с трибунами, с тренировочным полем, теннисными кортами, площадками для хоккея, баскетбола, лапты и другими площадками, с другой стороны располагаются гимнастические и спортивные залы, бассейны для плавания с павильонами для раздевания и разнообразные детские площадки. К спортивному парку примыкает жилой городок для спортсменов, большие площадки автостоянок и лесные массивы. Пространства игровых лужаек зрительно продолжаются в открытых пейзажах окружающего ландшафтного дизайна.

Сравнивая композиционные приемы ландшафтного дизайна двух спортивных парков Приморского парка Победы и парка в Ройтлингене, можно убедиться, что парадная осевая композиция не обязательна. В обычных спортивных парках очень живописен прием включения игровых лужаек свободных контуров. Отдельные спортивные комплексы естественно вписываются в природное окружение без особой с ним увязки. Даже строгие контуры стадиона прекрасно сочетаются с группами насаждений и неправильным очертанием лужаек. Регулярные спортивные площадки вполне применимы в парковых ансамблях ландшафтного типа.

Территории, отведенные для спорта, в СССР проектировались обычно с центральным стадионом с трибунами (парки Динамо в Киеве, Москве, Одессе, Тбилиси, Воронеже), с комплексом спортивных площадок, но без полей для массовых зрелищ и игр.

Вспомним, к сожалению, неосуществленный спортивный ансамбль в Измайловском парке, спроектированный в 1931 г. под руководством Н.Я. Колли. В комплекс центрального ансамбля входил большой стадион с трибунами на 140 тыс. человек, включавший, кроме спортивного ядра, большое демонстрационное поле, органически связанное с ним в единый ансамбль ландшафтного дизайна. Этот комплекс был предназначен (во времена СССР) для проведения физкультурных мероприятий, состязаний, олимпиад и празднеств всесоюзного и международного значения.

Кроме больших спортивных парков, сеть отдельных игровых комплексов должны быть предусмотрена во всех районах города и включаться в парки жилых районов.

     Ландшафтный дизайн парков жилых районов

В нашей терминологии ландшафтный дизайн парков жилых районов называется садами. Однако по масштабу, ландшафтному проектированию и пространственному решению они больше похожи на парки, чем на сады, так как под садом мы понимаем более интимную и ограниченную территорию.

В системе зеленых насаждений города каждый парк по своей архитектурно-планировочной структуре в зависимости от назначения должен иметь свою специфику ландшафтного дизайна. Парки жилых районов отличаются по приемам проектирования ландшафтного дизайна от центральных городских парков. Расположенные в гуще городской застройки с радиусом доступности не более 1 км, они должны органически сливаться с застройкой, быть своеобразным ее продолжением.

Не такие парадные, как городские парки, они все же должны быть тонко продуманы и отработаны как в эстетическом, так и в функциональном отношении, для того чтобы оказывать на население постоянное воздействие и обеспечивать удовлетворение его потребностей в полноценном отдыхе. Ландшафтный дизайн парков жилых районов предназначен для повседневного отдыха населения в окружении, близком к природному. Удачно размещенные отдельные элементы ландшафтного дизайна парка — насаждения, водные поверхности, лужайки, сооружения — зимой и летом удовлетворяют потребности населения в пассивном и активном отдыхе.

Сооружения не должны доминировать; спортивную группу необходимо выносить на особую территорию или решать обособленно с тем, чтобы можно было создать достаточный район для тихого отдыха.

Поляны, рощи, водоемы должны быть связаны единой системой пейзажей, раскрывающихся по мере движения по парку. Главное в таком парке — это максимальное использование зеленых насаждений в целях отдыха. По газонам можно ходить, на них можно играть и отдыхать. В рощах должно быть достаточно дорожек для прогулочных целей.

Больше, чем в городских парках, ландшафтный дизайн районного сада должен строиться на основе максимального удовлетворения потребностей населения в спокойном отдыхе. Принятые в 19 в. системы кольцевых или поясных маршрутов для небольшого городского парка, дающие возможность длительной прогулки на небольшой территории, здесь очень уместны. Кроме того, в парке должны быть пересекающие его дороги с тем, чтобы население могло пользоваться его территорией или транзитном проходе.

Примером удачного расположения парка в жилом районе может служить парк в Кельне. Его значительная территория (около 100 га) с южной стороны непосредственно подходит к лесному массиву. С трех сторон парк органически входит в жилую застройку. Все жилые улицы, подводящие к парку, имеют аллейную обсадку и переходят в дорожки на территории парка. Из любого жилого квартала можно попасть в зеленый массив, пересечь его в любом направлении или задержаться на кольцевых маршрутах.

Все разнообразие в трактовке отдельных ландшафтов парка достигнуто свободной группировкой зеленых насаждений и открытых пространств. Одни дорожки имеют аллейную обсадку, подчеркивающую их направление, другие — состоят из пучка параллельно трассированных проходов, идущих в одном направлении. Дорожки то входят в густые массивы зеленых насаждений, то выходят на поляны, откуда открываются глубокие перспективы. Насаждения сделаны либо отдельными группами деревьев, либо целыми рощами, на фоне которых выделяется одиночная посадка деревьев.

В парке очень мало сооружений. Только в двух местах около водоемов расположены парковые павильоны. Около них сгруппированы небольшие декоративные сады. Небольшое игровое поле для спорта — без трибун; оно окружено плотной рядовой посадкой деревьев. У границы парка предусмотрено хозяйственное сооружение. В целом этот парк может служить примером решения городского ландшафтного дизайна зеленого массива средствами удачной группировки насаждений.

Другой пример ландшафтного дизайна парка жилого района — парк Победы на Московском проспекте в районе южной части Санкт-Петербурга. Его территория площадью около 60 га находится в интенсивно застроенной части города, лишенной зеленых насаждений. Ландшафтное строительство парка было начато еще до 1941 г. по проекту архитекторов Т.Б. Дубяго и Е.И. Катонина, но в основном парк был сделан после Великой Отечественной войны силами населения по проекту архитектора  В.Д. Кирхоглани. Так, на месте громадного пустыря, прорезанного глубокими карьерами, заполненными водой, возник новый зеленый массив, где сочетаются приемы пейзажной и регулярной планировки ландшафтного дизайна.

Ввиду того что парк Победы на Московском проспекте — большой зеленый массив в южной части Санкт-Петербурга, ему пришлось выполнять функции районного парка. В связи с этим в нем размещены: ряд спортивных площадок, поле массовых зрелищ (зимой используется под каток), музыкальная эстрада и небольшой детский сектор с павильоном, площадками и аттракционами.

Основная ось парка, которая начинается от Московского проспекта в виде широкой аллеи, подводящей к центральному партеру, по проекту заканчиваться входом в спортивную часть парка со стадионом. Небольшое количество действующих спортивных площадок, конечно, не удовлетворяет потребность населения в открытых пространствах, предназначенных для игр и спорта.

Парадность, приданная основной регулярной части, оформленной пропилеями, фронтанами и аллеей с бюстами дважды героев Советского Союза — уроженцев Санкт-Петербурга, оправдывается мемориальным характером парка Победы. Большая территория со свободными трассами дорог, группами деревьев, лужайками и обилием водных поверхностей служит для прогулок. Сочетание регулярной и пейзажной частей общего ландшафтного дизайна придает парку своеобразный облик.

Ландшафтные сооружения парка отодвинуты к застройке или собраны в комплексы для того, чтобы освободить больше пространства в центре парка. Более строгая трактовка композиции зеленых насаждений в виде двухъярусных стриженых изгородей и плотных крон деревьев со стороны Московского проспекта вызвана значением проспекта как основной магистрали города.

Есть много примеров переделки старых парков бывших дворцов и городских поместий в парки районов, приспособленных для массового отдыха. Во всех этих парках сложившаяся структура планировки насаждений нарушается введением элементов ландшафтного дизайна парка для массового отдыха — больших площадок для игр и спорта, стадионов и т.д. Мы считаем, что все массовые сооружения следует располагать на прирезаемых участках, а существующий ансамбль оставлять нетронутым.

Для примера рассмотрим парк Екатерингоф в Санкт-Петербурге. Территория старого парка Екатерингоф площадью около 60 га с прекрасным ландшафтным дизайном, с системой водоемов, каналов, с дорожками пригодна для прогулок и тихого отдыха, а для массовых игр и спорта прирезан участок (около 20 га), на котором размещаются стадион с трибунами, тренировочное футбольное поле и группа спортивных площадок. Таким образом, старый исторический парк не испорчен включением в сложившийся парковый ансамбль элементов ландшафтного дизайна, предназначенных для массового использования.

Источник: ozelenitel-stroygroup.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.