Поделки из керамики


«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.


Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться.
бота с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в "Инстаграме". Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.


Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то "особенное". А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.


Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious ("ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной").

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.


Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: "О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!" В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.


Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал "Афиша", потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».


«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.


Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ", где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей. 


Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!


Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе "как сделать тарелку за два часа". Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой». 

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Главные инструменты, которые я использую, — деревянная доска и острые ножи, ими я нарезаю фарфоровые вставки для украшений. Говорят, у каждого шеф-повара есть свой нож, который идеально заточен и ложится именно в его руку. Процесс изготовления моделей для заготовки происходит посредством использования 3D-принтера, дальше по получившимся моделям я отливаю гипсовую форму. Она получается как форма для плитки шоколада, только вместо квадратов на ней геометрические узоры. После этого я заливаю в форму фарфор. А дальше я отдаю получившиеся вставки вместе с эскизами мастерам по серебру, которые завершают работу над украшениями.

Я думаю, что керамика даст каждому то, что нужно именно ему». 

 

Источник: style.rbc.ru

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

Техника лепки посуды и сосудов из жгутиков – одна из самых древних. Прошли многие тысячелетия, но до сих пор мастера используют жгутовую технику при лепке уникальных фигурных изделий.
При этой технике формовки изделий из глины раскатываются жгуты (или колбаски) одинаковой толщины (с карандаш). Процесс моделирования будет ускорен, если жгутики скатать заранее и хранить их в пластиковом пакете во избежание высыхания.
Лепка посуды начинается с донышка. Для сосудов донышко можно вырезать из пласта глины (так как его не будет видно), а к нему рядами по спирали нарастить боковые стенки. Жгуты скрепляют между собой шликером – и замазывают места соединения пальцами или стекой.
Для открытой посуды (тарелок или мисок) донышко, переходящее в боковые стенки, также выполняют из жгутов. Причём для придания большей декоративности из жгутиков можно формировать различные фигуры (фото1), из которых выполняют узоры, подчёркивающие задуманную форму. Спирали, волны, зигзаги, завитки должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов. Для этого изделие формуют на заготовке, имеющей подходящую форму. Лучше, если это будет гипсовая болванка – она в процессе работы будет впитывать лишнюю влагу, и изделие по окончании работы легко отстанет от неё. Гипсовую болванку можно сделать, залив гипс в пластмассовую ёмкость, имеющую форму полусферы.

Декоративная тарелочка.

Вам потребуется: красная глина; шликер; деревянная или гипсовая форма; стеки; поролоновая губка; коричневая и бесцветная глазури.

1. В начале работы нужно сделать эскиз, определяющий форму тарелочки и узоры выкладывания жгутов (рис. 1). Круглую тарелку начинаем лепить от центра – в центре гипсовой формы поместить спираль.
2. Следующим рядом выполнить волнистую линию по ширине донышка. При этом жгутики слегка прижимать друг к другу, не оставляя просветов. Шликер не использовать.
3. По краю волны выложить жгутик.
4. Теперь по кругу выложить ряд спиралей. Чтобы они были одинаковыми, жгутики предварительно нужно нарезать на равные отрезки (6 см).

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

5. По краю спиралей снова выложить жгутик.
6. Все просветы в изгибах волны и местах соединения деталей залепить шариками из глины.
7-8. Зубчатой стороной стеки загладить поверхность тарелки движениями от края к центру. Дополнительными кусочками глины выровнять углубления.
9. Смочить поверхность тарелки губкой и загладить руками.
10. Из жгутика толщиной 1 см склеить «бублик», сделать на нём насечки и, смазав шликером, приклеить к основанию.

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

11. Тонкой стекой примазать жгутик со всех сторон.
12. Изнанку тарелочки декорировать узорами с помощью зубчатой стеки.

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

— В конце работы аккуратно снять изделие с формы и медленно высушить его под пакетом – от быстрой сушки на нём могут образоваться трещины.
— Высохшее изделие обжечь при температуре 900°. Затем втереть между жгутиками тёмную глазурь, высушить и окунуть всё изделие в бесцветную глазурь.
— Донышко тарелочки вытереть влажной тканью (чтобы оно не приклеилось к поду печи) и обжечь при температуре 1000°.

Источник: sdelaisam.mirtesen.ru

Рельефный декор

Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:

  • Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.

  • Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.

  • Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.

  • Каннелюры или орнамент с широкими желобками.

  • Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.

  • Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.

Декорирование керамики

Гладкое или красочное декорирование

заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.

Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.

Декорирование керамики

Техники и способы красочного декорирования керамики

  • Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
  • Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
  • Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.

Декорирование керамики

Художественная живопись

Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.

Художественная живопись

Глазурование

После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.

Глазурование

Подглазурная роспись

происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.

Подглазурная роспись

Надглазурная роспись

тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.

Надглазурная роспись

Травление

Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.

Печать

В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:

Прямая печать

Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.

Поделки из керамики

Непрямая или трансферная печать

производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:

  • Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места

  • Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов

  • Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия

Поделки из керамики

Шелкография

Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.

Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:

  • Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
  • Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
  • Золочение—роспись жидким золотом
  • Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз

Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол.

Источник: viewout.ru

Если сделать запрос в поисковике по ключевым словам «керамика как сделать дома», вы получите десятки статьей с совершенно безумными советами вроде «научиться работать на круге можно по книге за пару часов», «накопайте глину в ближайшем карьере», «некоторые глины можно обжигать в духовке» и «обожгите посуду в костре, намажьте медвежьим жиром и прокоптите на керосинке». Так вот, этого делать НЕ НАДО. И статьи эти читать не надо.

А что же делать (и чего не стоит) в 2019 году, чтобы попробовать работать с глиной?

1. Спросите у любимой поисковой системы, какие в вашем городе есть обучающие студии. Например, в Петербурге это «Бисквит», «Творец», «Колокол» и много других. Если вдруг таких не нашлось, поищите мастеров, обучающих в частном порядке, а на самый крайний случай — тех, у кого просто можно обжечь свои работы за деньги. В этом случае начать учиться придется самостоятельно, об этом я напишу ниже.

2. Нашли студию? Отлично. Я горячо рекомендую для начала взять разовый мастер-класс, а не курс. Даже если вы полжизни мечтали работать с глиной, сходите на двухчасовое занятие, просто подержать материал в руках. Бывает, что человек проявлял большой интерес, но на уровне тактильных ощущений все закончилось. Если есть возможность, здорово попробовать и ручную лепку и гончарное формование: поймете, с чего больше хочется начать. 

3. Если вас привлек гончарный круг, тут в общем-то вариант один: ходить на занятия, пока не наступит уверенный прогресс. Самостоятельное освоение гончарки — довольно сложная история, и я ее очень не рекомендую. На занятиях с преподавателем дело пойдет много быстрее, вы избежите разочарований и бесконечного повторения ошибок, на которые в случае самостоятельной работы вам просто никто не укажет. "Говорю как краевед» (с). К тому же гончарный круг требует если не мастерской, то уж точно отдельной комнаты, особенно поначалу, когда брызги мокрой глины летят во все стороны.

4. Ручная лепка — гораздо более простой способ формования, и если вы сходили на одно-два занятия и поняли основы этой техники, вы можете тренироваться самостоятельно. Как и в любом деле, в ручной лепке очень важен опыт, наработанный многократным повторением действий, так что больше практики— быстрее рост. Для того, чтобы лепить руками, не нужно много места и специального оборудования, достаточно половинки рабочего стола и минимального набора инструментов. Так что вы сможете наработать необходимый опыт дома или сочетать его с учебой в студии и ускорить прогресс. То, что вы слепите дома, потом можно обжечь в той же студии за отдельную плату.

5. А если нашелся только мастер, готовый взять вещи на обжиг, а учиться негде? Значит, начинать придется самостоятельно. И в этом случае точно придется выбрать ручную лепку, как более простой в освоении и более доступный способ работы с глиной. В сети очень много фото- и видео-мастер-классов по ручной лепке, а еще можно попробовать договориться с мастером из другого города о занятии или консультации по скайпу. Главные вопросы, которые в этом случае нужно прояснить — где и какой взять материал и что понадобится для начала.

6. Уточните у мастера, который будет обжигать ваши работы, с какой массой он работает. Возможно, он посоветует вам местных поставщиков материала. А если он сам заказывает массы из другого города, то подскажет вам, что лучше взять и на какую температуру он делает обжиги. Например, если он обжигает на 1200-1300 градусов, масса на 1100 градусов не подойдет, и наоборот.

7. Кроме глины, для ручной лепки понадобится совсем немного. 

— ​Кусок толстой фанеры или какая-то другая подложка, чтоб не работать прямо на столе.

— Поролоновая губка для замывки и выглаживания готовых вещей. 

— Нож (можно обойтись канцелярским, но удобнее будут макетные ножи с разными насадками, их можно купить в любом строительном или крафтовом магазине).

— Х/б тряпки.

— Старая пластиковая карточка для финишного выглаживания объемных вещей и пластов.

— Обычная деревянная скалка для раскатывания пластов.

— Пара пластиковых ведерок для воды и для "отходов" — высохших кусочков глины, которые потом можно будет замочить и снова подготовить для работы.

— Толстая иголка или шило для нанесения рисунка, насечек или тонких отверстий.

8. Для того, чтобы отрабатывать технику ручной лепки, этого ( ну и глины, соответственно) вам будет достаточно. Высохшие работы, если они не огромные, довольно просто возить на обжиг, завернув в достаточное количество баббл-пленки, газет или туалетной бумаги, и положив в коробку или контейнер.

9. Конечно, многих интересует вопрос глазуровки. На разовом занятии скорее всего все глазуровку сделают за вас в каком-то простом варианте — например, прозрачной глазурью. На курсах уже вы будете глазуровать сами, и там обычно предлагают какой-то ассортимент глазурей. Если вы будете учиться сами дома, придется разбираться в этом вопросе самостоятельно. Если он пугает, то в начале можно обойтись молочным обжигом. Не все мастера готовы делать его в своей печи, но можно попробовать сделать его самостоятельно в духовке. Учтите, что такой способ обработки больше подходит для для утилитарной посуды с большими оговорками. Если же вы готовы пробовать глазури, то на самом начальном этапе я советую брать готовые разведенные составы в баночках, потому что в сухом виде глазурь представляет собой мелкодисперсный порошок, и работать с ним дома очень нежелательно.

10. Ну и последнее. Если на занятиях в студии вам скорее всего будут давать какую-то информацию по технологии керамики (я имею в виду сейчас не техники лепки, а нюансы сушки, обжига, глазуровки и технику безопасности), то при самостоятельном обучении придется много искать и читать. Сейчас, к счастью, в сети много информации, есть профильные группы в соцсетях, чаты в Телеграме, можно скачать советские вузовские учебники (они хоть и крайне сложны для прочтения, но тем не менее — они в доступе). А в последние пару лет появились возможности для онлайн обучения. Например, курсы от мастерской «Лев и Сирин» или школа AngryPotter.

На сегодня все, и я как всегда буду рада вопросам и обязательно на них отвечу.

_______________________________________________

Следить за работой мастерской, задать вопрос, предложить тему для поста или договориться о консультации по работе с глиной можно здесь:

Инстаграм

Группа ВКонтакте

Источник: zen.yandex.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.