Огород короля


Новости:  АКЦИЯ на ТЕПЛИЦЫ !!! и Сотовый поликарбонат !!!

Наш ассортимент пополнился новым товаром и предложениями.

Кованные элементы

Гибка доборных элементов

Гибка профильной трубы 

 

Теплицы и парники из поликарбоната сделают Вашу жизнь лучше и позволят насладиться полезными продуктами, выращенными на собственном участке в условиях северной, какой является Ленинградская область, природы.

С помощью теплиц или парников садовод-огородник сможет создать благоприятный микроклимат для выращивания многих садовых и огородних культур. На Вашем столе в любое время года будут помидоры, огурцы, морковь, свекла, капуста, перец, тыква, сельдерей, зелень, яблоки, груши, персики, цитрусовые и многое другое.

Овощи и фрукты каждый день, консервация на зимний период, десерты, соления, пюре и лечо для праздничного стола – все это Вам подарят теплицы из поликарбоната.


Наши теплицы имеют продуманный дружественный для человека эргономичный дизайн, который не только будет радовать Вас своим внешним видом, но и станет надежным средством для эксплуатации. Конструкция теплицы легко собирается и разбирается. Такая теплица довольно высокопроизводительна, Вы сможете ее просто установить, легко эксплуатировать и самостоятельно обслуживать.

Каркас теплицы представляет собой стальную профильную трубу. В качестве покрытия используется долговечный и прочный поликарбонат, изготовленный согласно современных технологий. Для теплицы из поликарбоната не обязательно делать фундамент. Такая теплица устанавливается непосредственно на грунт.

Комплектация теплицы из поликарбоната содержит все нужные для крепления детали, с помощью которых Вы сможете выполнить действия по установке согласно прилагаемой инструкции поэтапной сборки со схемами и иллюстрациями. Если теплицы и парники поставляются с покрытием, изготовленным из сотового поликарбоната, в комплектации будут присутствовать листы сотового поликарбоната толщины 4мм с габаритами 2,1х12м или 2,1х6м в рулонах диаметром 0,8-1,2м, что зависит от метража. Доставить комплект для установки теплицы на приусадебный участок, дачу или огород можно с помощью прицепа легкового автомобиля или автомобиля типа Газель. Собрать теплицу на участке можно вдвоем за три часа, причем инструмент потребуется минимальный. После установки и наладки теплицы Вы сможете выращивать и собирать овощи и фрукты и делать полезные соки, фреши, консервацию, так необходимые в зимой, когда человек особенно нуждается в полезных веществах и витаминах. Каждый знает насколько хороши свежесобранные овощи и фрукты из теплицы и насколько полезны свежеприготовленные из них продукты, которые не сравнимы с аналогами из супермаркета, которые зачастую содержат значительное количество консервантов.


 

Купить теплицы с сотовым поликарбонатом для установки на приусадебных участках таких городов как Кингисепп, Ивангород, Сланцы, Волосово и их районы Вы можете в нашем магазине. Для транспортировки теплицы Вы можете заказать наш автомобиль Газель, который доставит всю необходимую комплектацию по Вашему адресу.

 

Наша "Газель" доставит заказанный товар. А так же поможет с грузоперевозками.

Источник: king-ogorod.ru

Пасторальный Трианон Марии-Антуанетты

 

В мае 1774 г. на престол взошел Людовик XVI.  Одной из первоочередных задач молодого короля  стала замена новыми посадками старых деревьев и кустарников в садах Версаля. Вырубка этих отживших свой век великанов была организована в два этапа и началась осенью 1774 г. Художник Юбер Робер был очевидцем «великой» вырубки и обновления садов Версаля.

 

Замена растений осуществлялась с учетом исходной планировки Ленотра.
есто вырубленных было посажено 6000 молодых дубов, 3000 тополей, 2000 кленов и столько же берез и грабов. Местами зеленые стены из граба, требующие регулярной стрижки, были заменены более экономичными аллеями из отдельно стоящих деревьев, а вместо сложного по конфигурации Лабиринта был возведен более простой в планировке боскет Королевы. Тут-то и развернется вскоре знаменитая сцена свидания подставной королевы с кардиналом Роганом из дела об ожерелье королевы.

 

Малый Трианон был подарен Людовиком XVI королеве в 1774 г. по случаю восшествия на престол. С этого момента территория Трианона находилась в полном распоряжении Марии-Антуанетты. Не будем забывать, что конец XVIII в.- это время энциклопедистов и идей Руссо с его идеализацией патриархального быта на лоне природы.

 

Королева поручила Антуану Ришару разработать проект пейзажного парка с модным китайским садом. Грамотно оценив значимость подвергаемых перепланировке территорий, Ришар попытался сохранить ботанический сад Трианона, частично включив его в свой проект. Но идея показалась королеве скучной, и она прислушивалась к советам графа де Карамана, уже создавшего в своем поместье нечто подобное, и передала заказ Ришару Мику (фр. Richard Mique; 1728-1794) и художнику-пейзажисту Юберу Роберу (фр. Hubert Robert, 1733-1808).

 

Реализацией одобренного королевой проекта занимались архитектор Ришар Мик и садовник Клод Ришар. Создание пейзажного парка на месте ботанического сада потребовало значительных усилий и затрат. В 1774 г. 4000 редких экспонатов ботанического сада Людовика XV переместили в Ботанический королевский сад Парижа (позже ставший Ботаническим садом Парижа, фр. Jardin des plantes de Paris). Ликвидация ботанического сада Трианона вызвала возмущенные отклики ботаников всей Европы.


 

На освободившемся месте принялись возводить новый рельеф. Если все экзотические растения были перенесены в Париж, это не значит, что королева решила обзавестись парком попроще. За два года на обновленном рельефе появились пруд, ручейки, мостики, лужайки, павильоны и даже скала. Окна покоев королевы смотрели на Храм Амура с круглой колоннадой, стоящий на островке. На берегу пруда в 1778-81 гг. был построен восьмигранный Музыкальный павильон или Бельведер, а неподалеку от него — грот с пещерами.

 

 

Пейзажный парк был высажен заново из не менее редких пород деревьев. Но теперь их посадку диктовала не система классификации растений, а их эффектное сочетание, формирующее хорошо спланированный «естественный природный» пейзаж. Традиции подбора растений сохранились до нашего времени. И сейчас в парке можно увидеть секвойядендрон гигантский, посаженный в 1876 г. Тропинки парка украшают кусты вечнозеленого падуба различных сортов.

 


На этом тщательно подобранном пейзажном фоне боскет Ленотра «Родники» теряет свою прелесть, и в 1776 г. его сносят, заменив обычным партером. Единственным напоминанием о боскете осталась скульптура работы Марси «Амур верхом на дельфине» (1704 г.).

 

Веселая и ветреная Мария-Антуанетта была актрисой по природе, ей всегда нужны были зрители и сцена. Не стань она королевой, может быть, она всю жизнь играла бы эту роль в своих мечтах, а ставши королевой, начала тяготиться обязательностью строгого этикета и с восторгом играла роли легкомысленных служанок и пасторальных пастушек. Способствовала этому и общая атмосфера общества с модными идеями Руссо о равенстве. Дело оставалось за малым – обустроить место, где королева могла бы достойно выглядеть в роли служанки.

 

В 1775 г. самодеятельные театральные представления труппы, состоявшей из придворных и королевы, устраивали в зале или в галерее Большого Трианона. На следующий год их перенесли в Оранжерею Малого Трианона и, наконец, в 1780 г. было построено здание нового Театра Королевы в саду Трианона. Построенное Ришаром Миком здание воспроизводило в миниатюре версальскую Оперу. Особое внимание архитектор уделил сложным механизмам сцены, размер которой значительно превышал размер зрительного зала. Оставалось создать деревню для исполнения пасторальных ролей пастушек.


 

В 1783 г. по распоряжению Марии-Антуанетты на берегу пруда недалеко от Малого Трианона строят деревню из дюжины сельских домиков. Этот уголок пасторальной сельской жизни становится вторыми подмостками для королевы. Здесь она любит проводить время с детьми и друзьями. Английский сад гармонично переходил в деревню, будучи отделен от нее рвом. Покой и идиллию деревенской жизни королевы охранял швейцарский гвардеец.

 

В своей деревушке Мария-Антуанетта обзавелась фермой, собственным молочным производством, голубятней, мельницей, амбаром, рыбацким цехом, домиком охраны. В 1786 г. строительство деревни было завершено. К настоящему времени исчезли сыроварня и амбар, который использовали в качестве бального зала, они были разрушены в годы правления Наполеона.

 

Крыши домиков были покрыты камышом, на увитых глицинией и виноградом стенах нарисованы трещины. Галереи и балконы были украшены одинаковыми белыми фаянсовыми горшками с синим вензелем Марии-Антуанетты, в которых цвели герани и левкои. 1232 горшка Ришар Мик заказал на собственной мануфактуре в Лотарингии. Традиции оформления поддерживаются и сейчас. Яркие кустики пеларгонии в бело-голубых горшках по-прежнему украшают домики снаружи. 

 

Каждый домик имел свой маленький садик, где росли художественно высаженные овощи — кочанная капуста, цветная капуста, артишоки, пряные травы, фруктовые деревья и кустарники – яблони, вишни, малина.

 


Внутренняя отделка домиков была роскошной не в пример их непритязательному внешнему виду. Дом Королевы, самое большое строение в Деревне, на самом деле состоит из двух зданий, соединенных деревянной галереей. Справа находится собственно дом королевы, где на цокольном этаже размещались столовая и кабинет для игр, а на первом этаже – два салона и китайский кабинет, сверкавшие золотом, шелком и мрамором. Здание слева – Бильярдный зал с небольшими апартаментами.

 

В цокольном этаже башни Мальбрука, стоящей на берегу пруда, обрабатывали выловленную в пруду рыбу. Большой пруд был густо населен карпами и щуками. Карпы и сейчас кишат в пруду, так что, отправляясь в Трианон, не забудьте захватить кусочек хлеба для этих прожорливых созданий размером с локоть, они всегда с нетерпением ждут появления туристов и никогда не разочаруют вас отсутствием аппетита. Если зайти в единственный открытый пока домик на берегу пруда, то можно увидеть мраморный пол, скамью и фонтанчик – детали, совсем не характерные для крестьянского быта.

 


На краю деревни располагалась Ферма, здесь обитали различные домашние животные: маленькое стадо из восьми коров и одного быка, десять козочек во главе с белоснежным миролюбивым козлом, овцы, домашняя птица и голуби в голубятне. Из свежего молока на ферме взбивали сливки и масло, на сыроварне зрел свежий сыр. Королева любила выступать в роли фермерши, угощая немногочисленных допущенных в этот мирок друзей свежими молочными продуктами «с собственной фермы», подаваемыми в изысканной фарфоровой посуде.

 

В отдалении от пасторально-показной деревни находились настоящее мясо-молочное хозяйство. Здесь были луга для выпаса коров, овец и лошадей, из этих породистых животных подбирали замену «актерам»-животным в деревне Королевы.  На этих лугах и сейчас можно увидеть стада «дублеров» коров, овец, лошадей.

 

Трианон под палящим солнцем республики

 

Революция принесла немало бед всем королевским резиденциям. Не избежал участи служения народу и Версаль. Согласно декрету Конвента в 1792 г., дворцовая мебель была распродана, парк Версаля разделен на части, сдаваемые а аренду, боскеты разрушены, часть деревьев вырублена.


 

Управляющий ботаническими садами Луи Клод Ришар (1754-1821) — внук Клода Ришара, вырастившего сады Версаля своими руками, – пытался уберечь Версальский парк от полного уничтожения. Единственное, что могло заставить Конвент  отклониться от желания разрушить все созданное ранее, было извлечение практической пользы из оставшегося имущества «мира насилия». Поэтому Ришар предлагает не только сдавать в аренду участки парка, но и использовать партеры под овощные огороды, а открытые участки парка  — для посадок фруктовых деревьев.

 

К счастью, до осуществления всех этих идей тогда не дошли руки. Но сады были вновь открыты для беспрепятственного посещения народа. Художественные ценности переместили в Лувр, ставший главным музеем искусств Франции. В фонтанах и бассейнах опять стирали белье, развешивая его на просушку прямо на окружающих кустарниках. Большой канал пересыхал из-за разрушения системы водоснабжения. Парк варварски затаптывали, вырубали и уродовали. Но на безрадостном фоне происходящего Конвент издает в 1794 г. декрет о запрете продажи дворца, что позволило сохранить его для потомков.

 

Площадь дворцово-паркового комплекса сократилась после революции в 10 раз: с 8000 га до 850 га. В Малом Трианоне обосновалась гостиница, во Французском павильоне – кафе, а Французский сад превратился в общедоступный бальный зал. Множество празднеств и балов было проведено в Большом Трианоне. Не рассчитанные на такую интенсивную эксплуатацию дворцы и парковые зоны, местами превращенные в доходные сады и пастбища, а местами просто заброшенные, быстро разрушались.


 

В 1797 г. Директория приняла решение сохранить парк в образовательных целях, в большом дворце открывают Музей искусства французской школы, тогда как в Лувре были собраны произведения иностранных школ. Но эти и последующие положительные перемены в судьбе Версальского дворца не коснулись Трианона, который тогда не входил в музейный комплекс Версаля.

 

Впервые после революции толпы народа шли в Версаль 19 июля 1801 г. На этот раз с самыми мирными намерениями! В этот день был назначен запуск всех фонтанов Версаля, так долго бездействовавших.

 

Восстановление дворцово-паркового ансамбля требует огромных вложений, которые больше необходимы Директории и Наполеону для ведения постоянных войн. Чтобы сохранить за Версалем статус национального музея после свержения Директории, Наполеон в 1801 г. издает указ о создании музея Версаль в Большом дворце. С 1805г. Наполеон сделал Трианон императорской резиденцией и распорядился восстановить парк на сократившейся территории Версаля. Минимальный уход позволил вернуть к жизни умирающий парк. О полном восстановлении оставалось только мечтать, но обмелевший и грязный Большой канал был расчищен и заполнен водой. Версальская флотилия вновь бороздила воды канала.

 

Четыре года ушло на реставрацию Большого и Малого Трианона. По желанию Жозефины проемы в «перистиле» Большого Трианона были закрыты витражами, помещения были заново отделаны и меблированы по эскизам, одобренным ею. Но жить в обновленном Трианоне ей не довелось. После развода с Наполеоном в декабре 1809 г. Жозефина заперлась в Мальмезоне, а император — в Трианоне. В 1809-13 гг. Наполеон часто бывал в Трианоне. Этот тихий уютный мирок пришелся по душе второй жене императора – юной Марии-Луизе. Наполеон пытался совместить уют тихого семейного гнезда со своей кипучей деятельностью государственного деятеля и главнокомандующего постоянно воюющей армии. В каком другом королевском дворце увидишь среди апартаментов Топографический кабинет или Малахитовый салон, украшенный произведениями уральских камнерезов, преподнесенными в подарок Наполеону непримиримым врагом Александром I? По приказу императора к Трианону была проведена прямая дорога, минующая парадный двор большого Версальского дворца, и были построены два павильона кордегардии на 50 человек каждый на въезде в резиденцию.

 

В 1810 г. император приказывает Якобу Десмальтеру отреставрировать домики Деревни Марии-Антуанетты.  Из всех строений не уцелели только амбар, служивший бальным залом, и сыроварня, они совсем обветшали и были снесены. Деревня и театр Королевы пришлись по душе Марии-Луизе, они напоминали ей, как и ее предшественнице Марии-Антуанетте, о простоте венских нравов.

 

С 1830 г. вся территория Трианона, включая оба дворца, Деревню Марии-Антуанетты, театр Королевы и прилегающую часть, вошла в архитектурный комплекс Версаля и обрела статус государственного музея. Длительный период времени после отречения Наполеона дворцы Трианона не находили постоянного применения. Их изредка использовали то для проведения свадьбы в семье царствующих особ, то для заседания показательного военного трибунала по обвинению маршала в измене, то для заключения мирного договора между странами-участницами Первой мировой войны.

 

В 1959 г. Шарль де Голль намеревался сделать Большой Трианон президентской резиденцией, но расчетная сумма расходов на переоборудование дворца не позволила осуществить это намерение. 31 июля 1962 г. был издан закон о восстановлении исторического облика Трианона, и в 1963 г. Большой Трианон был отреставрирован и заново обставлен антикварной мебелью из других дворцов. Возвращенное к жизни здание использовали для государственных официальных приемов. В 1982 г. здесь прошел саммит «большой семерки», гости Президента Франции размещались в крыле Лесного Трианона.

 

Кропотливая работа по восстановлению садов Трианона была начата в 2003г. с тщательного  анализа исторических документов, по которым удалось выяснить, что первоначальный проект садов Трианона включал ландшафтные сегменты в виде различных геометрических фигур – треугольники, полукруг, восьмиугольник и др. Грабовые аллеи связывали эти сегменты парка между собой.

 

Первым начали восстанавливать треугольный сектор. Прорезанные в двойной живой изгороди «видовые окна» открывали перспективу на регулярный парк с четкими рядами цитрусовых в кадках. В настоящее время мы не увидим «вышитых партеров» из цветов во вкопанных в землю горшках, как и растущих в грунте цитрусовых. Но зная долгую историю Садов Трианона, мы можем представить себе, какими великолепными видели их гости Людовика XIV.

 

Возрождение Королевского Огорода

 

В 1782 году со смертью последнего директора Королевского огорода из плеяды Ле Норманнов, хозяйство перешло в ведение Александра Брауна, садовника-англичанина. Новый директор преобразовал территорию огорода:  уменьшил размер пруда в центре Большого квадрата и демонтировал стены между одиннадцатью участками на северной террасе, сформировав из них пять участков.

 

Огород продолжал жить и функционировать. В конце XVIII века здесь по-прежнему выращивают овощи и фрукты: ананасы и кофе, зелень, яблоки и груши. Но научно-исследовательская деятельность затухает, ведь Людовик XVI больше увлечен слесарным ремеслом, чем ботаникой.

 

В жестокое революционное время огород сохранился благодаря своей сельскохозяйственной продукции. В 1793 г. участки огорода были сданы в аренду, «бесполезные» ананасовые кусты распроданы с торгов, как и весь инвентарь, а посаженный по диагонали сад, ориентированный по солнцу, превращен в испытательный стенд для оружия.

 

В 1795 году Директория национализировала бывший Королевский огород, и открыла здесь школу садоводства и научный центр.

 

Если судьба Версаля и Трианона еще попадали в поле зрения Наполеона во время его правления, то Королевский огород не нашел там места. На фоне постоянных войн свежие овощи-фрукты меньше всего волновали императора, никогда не слывшего гурманом. Большая часть территории огорода была запущена, а в садах погибло множество деревьев. Время шло, остались позади наполеоновские войны. Огород возрождается и продолжает жить: обновлен фруктовый сад и вновь высажены ранние овощи. Череда революций и политических переворотов не сказалась на судьбе огорода. Будучи самоокупающимся предприятием, он не требовал вмешательства властей. В 1829 г. были смонтированы новые теплицы, обогреваемые горячей водой, что позволило выращивать тропические фрукты и овощи независимо от сезона, например, в Большой теплице в 1840 г. удалось получить первый урожай бананов.

 

В 1848 г. Огород входит в состав Агрономического национального института, открытого в Версале. В ту пору здесь резко возросло количество сортов плодовых деревьев — яблонь, груш и персиков.

 

В 1874 г. институт преобразован в Национальную школу садоводства (фр. École nationale d’horticulture — ENH). В 1945 г. в школе открыто специальное отделение ландшафтного дизайна и садоводческого искусства, которое к 1976 г. вырастает в Национальную высшую школу ландшафтного искусства (фр. École nationale supérieure du paysage — ENSP) в рамках ENH. Школа является высшим учебным заведением и выпускает ежегодно 115 дипломированных специалистов, в том числе по специальностям пейзажист,  ландшафтное проектирование, пейзаж и благоустройство, создание парка. Помимо учебной и исследовательской деятельности, школа работает над восстановлением истории культивирования различных видов растений в Версале.

 

С 1995 г. Королевский огород остается в ведении высшей школы ландшафтного искусства. Ежегодно более 50 тонн фруктов и 30 тонн разнообразных овощей производит огород, радуя своей продукцией жителей Версаля и туристов. Приобрести и отведать королевские овощи и фрукты  можно на рынках Версаля и в магазинчике самой школы.

 

 

Королевский огород прошел сквозь века, почти не изменившись. Статуя Лакентини стоит на приподнятой террасе Большого квадрата, там где любил когда-то стоять Людовик XIV, любуясь по-прежнему строго геометрическими фигурами грядок с овощами в окружении фруктовых деревьев на шпалерах.

 

С 1991 года огород открыт для посещения публики в летний сезон (с апреля по октябрь). Так что сюда можно зайти с ул. Жоффр, лежащей в 5 минутах ходьбы от парадных ворот замка, и попробовать плоды некоторых из 150 сортов яблок и груш и 50 разновидностей овощей с Королевского огорода в маленьком магазинчике, куда по-прежнему ведет калитка с сохранившейся надписью Public, что значит «общедоступный, публичный». Но в настоящее время Королевский огород не может считаться рентабельным сельскохозяйственным предприятием, его культурно-историческая ценность значительно превышает стоимость его продукции.

 

Заключение

 

Познакомившись с историей двух «соперничавших» за внимание королей участков Версальского парка, мы увидели, как огородничество было возведено в степень искусства, и как уголок для отдыха стал серьезной научной площадкой. Королевскому огороду не пришлось испытать взлетов и полного упадка, как это случилось с Трианоном. Практическое использование его площадей для получения сельскохозяйственной продукции всегда поддерживало его «на плаву». Зато все политические всплески ярко отразились на судьбе Трианона. Мы увидели, как из уголка для развлечений вырос красивейший в Европе ботанический сад, как он был разрушен по мановению руки Марии-Антуанетты ради возвращения к беззаботному досугу, разметан в клочья чередой революций и вновь восстановлен, как памятник истории страны. Отсутствие полновластного хозяина в эпоху революции и первых республик привело его на грань полного уничтожения. Лишь осознание его исторической ценности и включение в государственный музейный комплекс Версаля позволило отреставрировать и открыть в 1965 г. этот уголок для посетителей и туристов.

 

Планируя посещение Версаля, не забудьте отвести для этого целый день, чтобы успеть осмотреть отдаленные уголки парка, Трианоны, деревню Марии-Антуанетты и Королевский огород. И не забудьте прислушаться, о чем шумят сады Версаля, ведь им есть о чем рассказать нам.

 

Читайте также о будущем Версаля.

 

Использованная литература:

1. Жан-Мари Перуа де Монкло «Версаль», М., Изд. СЛОВО, 2001 (Великие дворцы мира).

2. Сольнон Жан-Франсуа, де Сессоль Бруно, Валлуар Фредерик «Версаль», И., ЗАО «БММ», 2007

3. Г. Климовицкий «Малый Трианон».

4. Википедия. «Огород короля (Версаль)».

5. Йоханна Ромберг «Королевский урожай», Журнал ГЕО № 162,  2011.

6. Автор-составитель Е.А.Конькова «Версаль», М., «Вече», 2002 (Памятники всемирного наследия).

7. Bernard Chevallier «Napoleon. Centers of Power» Artlys, 2004, р. 70-72, 77-78.

Источник: www.greeninfo.ru

1. Садовый орнамент

Низкие живые изгороди, причудливо изгибающиеся и привносящие в оформление сада плавность линий, придуманы очень давно. Сложная вязь живой изгороди сплетена из вечнозеленых кустарников – самшита, розмарина, сантолины и других. Такой метод позволяет подчинить растения строгим пропорциям и единому концепту сада.

2. Солнечные часы

Подобно многим другим изобретениям древности, солнечные часы в неизменном виде используются и в XXI веке. Но если пять столетий назад они действительно выполняли функцию часов, то сегодня их устанавливают в саду скорее в качестве украшения. Солнечные циферблаты иногда становятся центром садовых композиций или заменяют собой уличные скульптуры. И в конце концов, почему бы не обзавестись часами, у которых ничего не может сломаться (по крайней мере, в солнечный день).

3. Плетень по-английски

В годы правления Генриха VIII в английских садах наметилась тенденция к обособлению. Новый взгляд на понятие частной собственности подразумевал установку пусть небольших и прозрачных, но полноценных ограждений. Жители английского королевства охотно спрятались за невысокими (примерно на уровне пояса) заборчиками и получили некоторое ощущение защищенности, а заодно подарили миру новый тренд на плетеные заборы.

4. «Взлохмаченный формализм»

Английские садовники средневековья управляли небольшими акрами земли словно маленькими империями. Мастера полагали, что можно одновременно ухаживать за садом, подчинять его строгим, безупречным линиям, и в то же время давать растениям некоторую свободу. Так возникли традиции оформления стен домов и оград карабкающимся плющом, а также стиль фигурной садовой стрижки, когда кусты, аккуратно подстриженные в форме куба или шара, принимают задорный, немного взъерошенный вид.

5. Симметрия

Несмотря на некоторые вольности в обращении с растениями, английские садоводы в качестве основы сада использовали всего один принцип – симметрии. Высокие и аккуратные грядки с морковью, салатом, луком, шпинатом и капустой должны располагаться строго по линейке. И хотя современное английское ландшафтное проектирование постаралось отойти от строгой симметрии, нельзя сказать, что от нее отказались полностью.

6. Выращивание традиционных культур

Типичный салат эпохи Тюдоров выглядел как микс из десятка различных растений на одном блюде. В пищу активно употребляли козлобородник и поручейник сахаровидный. Иными словами, на столах английских садоводов и огородников можно было найти неприхотливые местные культуры.

7. Любимые цветы

В английском саду всегда находилось место для множества растений. Но стиль их выращивания был неформальным. Например, цветы и овощи росли вперемежку с травами (декоративными, лекарственными и съедобными). При этом выбор цветов был невелик по сравнению с нынешним разнообразием. Современный английский сад более строгий, зато его роскошь можно подчеркнуть, посадив турецкую гвоздику, ирисы, мальвы, сирень, белые лилии, ландыши, жимолость и т.д.

8. Старомодные беседки

Беседки и перголы, увитые розами и виноградом, не только создают естественную защиту от посторонних глаз, но и усиливают приятные впечатления от отдыха. Кстати, в старину беседки располагались не на участках, а стояли вблизи дорог. Одинокие пешие путники часто останавливались передохнуть в них, наслаждаясь приятными ароматами, витающими в садах.

9. Декоративные рвы

Когда-то рвы с водой служили непреодолимой преградой и защищали имение от посягательств посторонних. Впоследствии они утратили свою оборонительную функцию. Неглубокие каналы стали использовать для лодочных прогулок. Вдоль импровизированных «водных дорог» высаживали раскидистые деревья и кустарники, чтобы создавать на берегах каналов приятную полутень.

10. Рисунок сада, который виден с высоты

Садом было принято любоваться с галерей второго-третьего этажа. Поэтому садоводы тюдоровской Англии высаживали растения с таким расчетом, чтобы оценить рисунок могли только владельцы и гости особняка, глядя с верхних этажей. Так родилась мода на замысловатые лабиринты и сложные многосоставные зеленые композиции.

Источник: www.ogorod.ru

Директор Королевского огорода Антуан Якобсон начинает экскурсию с истории про учителя и шпинат. Однажды парижский учитель пришел сюда со своими учениками, чтобы рассказать им об основах ботаники, а главное — убедить их в пользе здорового питания. «Нет ничего лучше овощей, которые попадают на стол прямо с огорода», — начал учитель. Свежая морковь, салат в капельках утренней росы, малина — с куста прямо в рот. И прежде всего: шпинат! Ах, какая у него молодая, сочная зелень! Учитель обожал шпинат. Надо было показать детям, как он растет. Вот только где?

«Парижанин стоял прямо у грядки со шпинатом, — продолжает Антуан Якобсон. — Но он его даже не заметил. Потому что учитель видел шпинат только на полке супермаркета».

Посетители, собравшиеся на террасе, хихикают. Перед ними простирается «большое овощное каре» — огород в форме четырехугольника, напоминающий огромную театральную сцену. Раннее утро солнечного июльского дня — идеальное время для экскурсии. Взорам гостей предстает зеленый ковер, гордость Королевского огорода в Версале. Три гектара сочной зелени, посаженной в строгом порядке, тонкие побеги и саженцы, крупные кочаны и голые решетки для вьющихся растений… Шестнадцать грядок, обрамленных по периметру грушевыми деревьями. Посередине круглый пруд, на водной глади играют солнечные блики.

Не нужно быть профессиональным садоводом, чтобы оценить все это великолепие. Но история со шпинатом свежа в памяти экскурсантов. Надо присмотреться повнимательнее — что растет справа и слева от дорожек?

Кое-какие растения можно узнать сразу: помидоры, цветная капуста, стручковая фасоль, петрушка — гладколистная и курчавая. А это что за ботва? Морковка или необычный сорт салата?

Месье Якобсон с готовностью просвещает: опознает морковь, фенхель и кольраби; рассказывает, что здесь растет не только желтая малина, но и красный картофель, и баклажаны в белую полоску. Дальше — больше. Оказывается, гламурные сегодняшние салаты из цветов вошли в моду еще при дворе короля Людовика XIV. И вот посетители уже пробуют настурции — у них перечный привкус. А лилейники горьковаты. И пока экскурсанты вытирают пыльцу с губ, месье Якобсон задает невинный вопрос.

Чем яблоки отличаются от груш?

<quote>Опять хихиканье, ну да, конечно, это каждый ребенок знает. Но когда директор показывает всем два зеленых листочка, гости смущенно переглядываются. Один из листьев на ладони месье Якобсона шершавый и весь в прожилках, а другой — совершенно гладкий, будто отполированный. Какой из них яблоневый, а какой грушевый?</quote>

Никто не знает. Зато теперь всем ясно: этот садовник так просто не отпустит. Он пришел не только показать красивые клумбы и занимательные растения. У директора Королевского огорода есть особая миссия. Он хочет убедить своих слушателей в том, что они — как и большинство современников — забыли нечто важное. Они потеряли представление о том, как из семян, почек и молодых побегов с помощью упорного человеческого труда через несколько недель вырастает продукт питания. Другими словами, они забыли о том, как работает сельское хозяйство.

Месье Якобсон говорит: «Большинство людей привыкли думать, что сельское хозяйство — это самое заурядное ремесло. Но на самом деле это важнейшая часть культуры. Пора бы об этом вспомнить».

Любил ли Людовик XIV шпинат? История об этом умалчивает. Достоверно известно, что Людовик XIV обожал зеленый горошек, несмотря на протесты своего лейб-медика. И что он с нетерпением ждал дня, когда поспеют первые груши и инжир. Даже во время государственных визитов и войсковых смотров королю слали корзины с фруктами из Версаля, иногда через пол-Европы. А когда Людовик XIV бывал у себя в Версале, он чуть ли не каждый день заглядывал в огород при дворцовой кухне. Из дворца туда ведет дорожка, проходящая мимо оранжереи к решетчатой узорчатой калитке, богато украшенной золотом. Ее открывали только для самого короля и его почетных гостей. Придворным вход в Королевский огород был строго запрещен — надо полагать, не без оснований. Многие разделяли страсть монарха к дарам садов и огородов. И в версальских салонах подолгу судачили о том, когда же наконец начнется новый сезон и на стол подадут зеленый горошек.

Так что король чаще всего стоял тут в полном одиночестве, на этой самой террасе с видом на «большое каре». Или гулял вдоль овощных грядок и фруктовых деревьев в сопровождении придворного садовника Жана-Батиста де ла Кентини, приглядывающего за работой его 40 помощников. Вполне возможно, что время от времени Людовика охватывало желание присоединиться к ним, столь знакомое каждому садоводу, который смотрит на тех, кто копается в грядках. И в один прекрасный день король пожелал овладеть искусством подрезки деревьев. Так, во всяком случае, пишет Жан-Батист де ла Кентини в своем руководстве для садоводов, опубликованном в 1690 году. И по сей день его строки излучают восторг от прось-
бы Его Величества.

Наверное, это был великолепный момент: король-солнце, внушающий страх и трепет всей Европе, владыка величайшей  державы, честолюбивый полководец и одержимый манией величия строитель дворцов. И этот король застыл у грушевого саженца с прививочным ножиком в руке. Увы, не нашлось придворного художника, который бы увековечил ту сцену на холсте.

<quote>Очевидно, потому, что Королевский огород был одним из немногих укромных уголков, где Людовик XIV мог почувствовать себя простым человеком. Где статус и почести отходили на второй план, и король наслаждался простыми земными радостями.</quote>

«Неважно, кто мы по профессии. Садовниками не становятся, а рождаются. Нас всех тянет выращивать цветы и фрукты… И даже если в жизни нам приходится заниматься совсем другими вещами, то и в этом случае наша тяга к земле не исчезает».

Это цитата из «Энциклопедии естественной истории», составленной одним ученым французом в середине XVIII века. Сегодняшний директор Королевского огорода любит цитировать старинную энциклопедию. Ведь она наглядно иллюстрирует, что современное общество потребителей оторвалось от земли — в буквальном смысле слова. Причем совсем недавно. Еще в 1945 году, говорит Якобсон, большинство европейских потребителей были и производителями одновременно. Чуть ли не каждый горожанин имел клочок земли, на котором что-то выращивал. Или хотя бы родственников в деревне, занимавшихся сельским хозяйством. Вплоть до XIX века ни одному нормальному архитектору не пришло бы в голову проектировать дом без сада или огорода. Грядки под окнами и яблони в саду были так же естественны, как сегодняшние спутниковые антенны и водопровод. Причем независимо от того, был ли это скромный домик поденщика или самый шикарный дворец в мире.

Дворец и парк в Версале строились и перестраивались с 1661 года. Людовик XIV нанял самых лучших мастеров своего времени — великих архитекторов, гениальных знатоков садово-паркового искусства, знаменитых художников. И, конечно, опытнейших специалистов по разведению фруктов и овощей.

Жан-Батист де ла Кентини, родившийся в 1624 году, не учился премудростям сельского хозяйства. Он состоял на службе при дворе, имея диплом юриста. Но природа наградила его особым даром — редкой любознательностью. Однажды он, путешествуя по Италии, поразился красотой тамошних садов. С тех пор его внимание было почти полностью сосредоточено на природе.

Жана-Батиста занимали самые разные вопросы. Что заставляет растения расти? Какая сила доставляет соки из корней в листья? Как влияют на их рост солнечный свет, температура воздуха и состав почвы? И как может повлиять садовник на все эти факторы? Кентини был одним из первых ботаников, который подошел систематически к изучению все этих вопросов — причем настолько успешно, что в 1670 году Людовик XIV назначил его директором всех королевских садов и огородов.

В то время на месте нынешнего огорода при Версальском дворце было сплошное болото. Почва, с которой позднее на королевский стол отправится зелень, малопригодна для земледелия, выяснил новоиспеченный директор. Пришлось строить подземную систему для осушения участка и насыпать не одну телегу земли, которую доставляли с соседних холмов. Только так можно было добиться приличного урожая. Работы по благоустройству территории продолжались пять лет и стоили немалых денег. Но все это, конечно, пустяки по сравнением с желанием короля вкушать свежие овощи и фрукты круглый год.

Кентини достигает невозможного. Он умудряется подчинить природу желаниям короля. Клубника у него поспевает в конце марта, вишня — в мае, а спаржа — в декабре. И это во времена, когда нет ни минеральных удобрений, ни отапливаемых теплиц, а ученые еще не открыли обмен веществ у растений. Садовник Его Величества применяет простые приемы, проверенные поколениями. И ловко пользуется ими, совмещая тысячелетний опыт с достижениями нового времени.

Каждую неделю на огород привозят тонны навоза из королевских конюшен. Навоз хорошо греет грядки, поэтому им обильно удобряют специальные парники, укрытые сверху стеклянными колпаками. Кентини находит способ максимально использовать дневной свет — даже самые последние косые лучи заходящего солнца. Для этого он строит высокие стены по периметру участка и вдоль внутренних перегородок. Они хорошо удерживают тепло и увеличивают полезную площадь огорода, ведь растения теперь высаживаются вдоль стен в два яруса: внизу грядки, а над ними — шпалерные плодовые деревья. В хорошие годы одних только дынь здесь каждый день собирают 500 штук, а инжира — 4000 штук. «Бракованный товар» перепадает простым людям. Его вывозят по узкой улочке, которую, конечно, назвали «Народной» — Ла-Пюблик.

<quote>Сегодняшнее меню: цветная капуста, морковь, цуккини, свежая зелень и пучки лаванды. На дворе июль, для свежего инжира и груш пока рановато. Или уже поздно. Трудами Кентини урожаи, о которых слагались легенды, всегда поспевали досрочно. Потом садоводческое искусство «вопреки временам года» пришло в упадок. Последователи Кентини недолго продолжали его сложное дело. Во-первых, оно требовало много сил и средств. Во-вторых, наследники Людовика XIV не отличались вычурными кулинарными вкусами.</quote>

А потом свершилась Великая французская революция, и многие участки Королевского огорода были превращены в стрельбища.

Но, к счастью, и вожди республики вскоре открыли для себя пользу свежих овощей и фруктов. Да и Бурбоны про них тоже не забывали. Так что Королевский огород сохранил свою структуру и функцию до наших дней.

И хотя через королевскую калитку больше никого не пропускают, вход со стороны парковки открыт. Созревшие овощи и фрукты отправляются не в Елисейский дворец, а в местный магазинчик, расположенный неподалеку. Цены — как на обычном рынке.

Но когда бредешь между грядок, ощущая покой фруктовых садов за оградами, оказываешься в ином мире, переносишься на сотни лет назад. И понимаешь, почему король так любил уединяться в этом уголке Версаля. «Дуайен дю Комис», «Бель фий де Сален», «Луиз-Бон д’Авранш»… Диковинные названия сортов на зеленых табличках, воткнутых в траву рядом с деревьями, будят в воображении образы благородных придворных дам в платьях с декольте, с напудренным бюстом и румяными щеками, в облаках духов, источающих фруктовые ароматы. Кто знает, может, все эти сорта появились в Королевском огороде не случайно? Может, эти яблоки и груши нарекли в честь куртизанок и компаньонок, развлекавших членов королевской семьи?

Увы, все намного проще. Большинству сортов фруктов и овощей, выращиваемых сегодня в Версале, не больше ста пятидесяти лет. Сорта времен Людовика XIV и их оригинальные названия практически не сохранились. Не осталось и деревьев, посаженных самим Кентини. Но придворный садовник сокрушался бы по этому поводу меньше всего.

Вот что он писал в своих «Правилах при закладке садов и огородов»: «Не надо превращать сад в прибежище всех мыслимых и диковинных разновидностей». Не стоит выращивать все подряд — из многообразия сортов нужно выбирать самые лучшие. Кентини сам  строго следовал этому принципу. Из 300 сортов груш он оставил 30, а из ста разновидностей дынь пощадил только две.

Сегодня в Королевском огороде выращивается по 450 сортов фруктов и овощей. Их список постоянно меняется, как и при короле-солнце. В этом заслуга французского Национального института агрономических исследований. Здешние селекционеры постоянно выводят новые сорта — все более стойкие, быстрорастущие и урожайные. Иногда плоды получаются даже вкуснее прежних.

 «С растениями, как с поездами, — шутит Антуан Якобсон. — Все умиляются при виде старинных паровозов. Но ездить предпочитают на современных скоростных поездах». Точно так же обстоит дело и с овощами-фруктами. Например, все посетители Королевского огорода предпочитают новейшие разновидности сорта груш «Луиз-Бон», хотя и знают, что любимым сортом Людовика XIV был зимний дюшес «Бон-Кретьен д’Ивер». В Королевском огороде давно появились урожайные сорта, совершенствуются методы выращивания, нет недостатка в современной технике. Но с финансовой точки зрения проект убыточен. В этом отношении со времен Людовика XIV ничего не изменилось. Денег от продажи урожая едва хватает на то, чтобы оплатить часть сезонных расходов. Вот если пестрый овощной ковер заменить монокультурой, на месте разноцветного фруктового сада разбить обыкновенную плантацию — не больше  пяти сортов, а все деревья подстричь «под одну гребенку» — тогда совсем другое дело.

Но об этом не может быть и речи. Что тогда станет с директором и  его миссией? Антуан Якобсон признается: «Я не знаю, чего ждут от экскурсий люди, которые к нам приезжают. Зато я точно знаю, чего жду от них я. Мне хочется, чтобы сельское хозяйство ассоциировалось не только с квотами на производство молока, генно-модифицированной кукурузой и уровнем содержания нитратов. Я хочу, чтобы люди вспомнили, каковы на вкус лилии. Чтобы знали, что на свете есть цветной картофель. И что где-то растут яблони, кроны которых напоминают зеленую вазу».

<quote>Некоторые знатоки утверждают, что лучшее время для визита в Королевский огород — зима. В это время года взору посетителей предстает совершенно уникальная картина — причудливые силуэты голых фруктовых деревьев.</quote>

Яблоням и грушам нужна стрижка, причем вполне профессиональная. Только тогда они будут исправно плодоносить. Это знает каждый, кто хоть раз заглянул в руководство для садовода-любителя. В Королевском огороде деревья после «стрижки» превращаются в живые скульптуры. Чего тут только не увидишь: веера, чаши, змеи, кубки… В Версале насчитывается 61 вид зеленых скульптур — такого не встретишь больше ни в одном саду мира. Какой в этом смысл? Если исходить из принципа — говорю «яблоня», подразумеваю раскидистое дерево с корявыми шишковатыми ветками, одиноко торчащее посреди полевых цветов, — тогда,  конечно, смысла никакого. Тогда придется привыкнуть к тому, что здешние деревья стоят на стриженых газонах по струнке, как послушные ученики. Затянутые в корсеты из проволоки, подпоясанные стальными «ремнями». Но стоит приглядеться повнимательнее, и сразу становится ясно — здесь, в саду Его Величества, грушам и яблоням стараниями главного садовника Жака Беккалетто живется лучше, чем где бы то ни было. Как бы их ни загибали и ни подрезали, ветви все равно покрыты листвой и обвешаны плодами. В этом садовнику и его помощникам усердно помогают пчелы, для которых специально разбили грядки с разными травами.

Месье Беккалетто посвятил яблоням и грушам, персикам и сливам 40 лет жизни. В Королевском огороде уже около 8000 деревьев. Послушаешь главного садовника — и понимаешь: живая скульптура вовсе не символ победы над природой.

«Нужно навещать каждое дерево не менее семи-восьми раз в год. Присматриваться к нему, чувствовать силу его соков. Оценить, сколько плодов оно сможет дать. Если надо, помочь дереву вобрать как можно больше света, чтобы солнце напитало его фрукты ароматом и сахаром. Без садовых ножниц тут никак не обойтись. Иначе не будет идеального баланса между деревом и его урожайностью», — объясняет Жак Беккалетто. Может быть, такую работу и не назовешь «настоящим» искусством. Но, согласитесь, это непростое ремесло.

Он встречает Жана-Батиста де ла Кентини каждый день — утром и вечером. Каждый день он проходит мимо его статуи, взирающей на «большое овощное каре» с террасы, что на входе в Королевский огород.

Интересно, что сказал бы первый садовник Его Величества Людовика XIV, увидев нынешний огород? Наверняка он остался бы доволен работой своих преемников. Может, даже слегка позавидовал бы им. Ведь при жизни Кентини стрижка деревьев была весьма неблагодарным делом. Во времена Людовика XIV уже изобрели огнестрельное оружие, а вот до садовых ножниц тогда никто еще не додумался. Сегодня — совсем другое дело!

Источник: www.geo.ru

Огород короля (фр. Potager du roi) — был устроен рядом с Версальским дворцом во Франции для выращивания свежих фруктов и овощей, подаваемых к столу королевского двора Людовика XIV. Огород был образован к 1683 году юристом по профессии Жан-Батистом де Ла Кентини (фр. Jean-Baptiste de La Quintinie), занимавшем должность Директора королевских садов и огородов. В настоящее время огород находится в ведении французской Национальной высшей школы ландшафтного искусства (фр. École Nationale Supérieure du Paysage), государственного учебного заведения, где обучаются архитекторы ландшафтного дизайна. Огород внесён Министерством культуры Франции в список Знаменитых садов и парков Франции. Огород короля и Парк Бальби в 1926 году классифицированы во Франции как национальный исторический памятник. Классифицирован (1926) Выбранный участок местности совсем не подходил для устройства огорода и, как следствие, потребовались значительные работы по осушению существовавшего здесь болота и насыпи плодородного грунта. Сначала сюда свозили землю, высвободившуюся при рытье соседнего Швейцарского бассейна, поверх неё укладывали плодородный грунт, взятый с расположенных поблизости холмов Сатори. Затем, образованные грядки обильно удобряли большим количеством навоза, который свозили в огород из Малых конюшен, расположенных неподалёку. Значительные строительные работы по сооружению террас и высоких стен были выполнены под руководством архитектора Жюля Ардуэн-Мансара. Причем красивые стены из полого кирпича, помимо защитной и декоративной функции, выполняли задачу накопления дневного тепла от солнечных лучей, которое они отдавали растениям в ночное время. Теплицы пока ещё во Франции не строили. Огород находился сбоку от Швейцарского бассейна, неподалёку от дворцовой Оранжереи. Король попадал в огород через монументальные ворота из кованого железа, «врата короля», которые выходили на аллею у Швейцарского бассейна. Современный облик огорода очень напоминает его первоначальный внешний вид. Он занимает площадь 9 гектаров. В огороде имеется круглый бассейн с фонтаном в самом центре, окружённый Grand Carré — «большим квадратом», состоящим из 16 квадратных грядок растений. Над этим квадратом возвышается терраса, откуда король мог наблюдать за работой садовников. Grand Carré окружён высокой стеной, за которой устроены 29 огороженных садов, где высажены овощи и фруктовые деревья. Продуманная компоновка различных сегментов огорода образует различные специфические микроклиматы, что позволило Ла Кентини выращивать овощи и фрукты вне привычного сезона. В своей книге Instruction pour les jardins fruitiers et potagers, Ла Кентини пишет: — La Quintinie, Instruction pour les jardins fruitiers et potagers Поскольку Людовик XIV сильно любил инжир, Ла Кентини устроил в огороде отдельную фиговую рощу (фр. figuerie); специальный сад в углублении, укрытый от зимних осадков, благодаря чему он получал первый урожай инжира уже в середине июня. Также…   … (Русский)

Источник: www.streetvi.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.