Пейзаж парка


Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.

Пейзаж парка
Ландшафтный парк Стоу. Палладиевский мост и Готический храм. Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село. Екатерина Великая называла себя "англоманкой" – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек. / The National Trust — Stowe. Hawkwell Field. Bridge at Stowe Landscape Garden. Source

Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.


Екатерина Великая шутя писала о себе "в моей плантомании первенствует англомания". Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю – английскому.

Чтение книг и рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.

2a-2b.

Пейзаж парка Пейзаж парка

a. Гравюра из книги Бентона Сили "Виды храмов<…> в Стоу", 1750.
b. Лист из книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750. Колонна Гренвиля и Греческий храм. Source

Две страницы из иллюстрированных книг о Стоу, с которыми могла быть знакома императрица.

Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот. Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец "украшенной фермы". Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.

3.

Пейзаж парка
1739 год. Вид из портика Stowe House на парк. На гравюре написано: "Published by S.Bridgeman. May 1739. View from the Portico of the House to the Park". [Если точно, то написано не "House", а "Houfe", во французском варианте "Chateau"]

Стоу стал местом приложения сил всего британского "пейзажного движения" 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.

В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, "граф-архитектор" лорд Бёрлингтон и члены его кружка, "садовый художник" Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.

4.

Пейзаж парка
Стоу в 1750 году / The north (entrance) front of Stowe in 1750 by George Bickham. Subsequent alterations included the addition of an extra storey to the centre of the facade, new colonnades and service wings to either side and the removal of the pond. via

Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.

5.
Пейзаж парка
Стоу-хаус — дворец — главный дом поместья / Stowe House. Source

Статья "Парк Стоу в Великобритании" из журнала "Architectural Digest" рассказывает о Стоу и его аллегорическом наполнении.

« Романтические пейзажи парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими аллегориями.

6.
Пейзаж парка
Поле Хоквелл. Готический “Храм свободы” сооружен в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.

Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.

7.

Пейзаж парка
Поле Хоквелл. Англичане восхищались великим итальянским архитектором XVI века Андреа Палладио и мечтали строить в его стиле. В Стоу Уильям Кент создал “Палладианский мост”. Этот павильон стал классикой жанра пейзажного сада. Его много раз копировали, в чем можно убедиться, побывав в Екатерининском парке Царского Села.

По замыслу виконта, парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого.

8.
Пейзаж парка
Оксфордская аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога. Мост построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.

Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.

9.
Пейзаж парка
Елисейские поля. “Храм античной добродетели” — парный “Храму британской доблести” — построен Уильямом Кентом в 1730-е годы. Этот павильон символизирует идеальную гармонию древнего мира.


Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.

10.
Пейзаж парка
Елисейские поля. В “Храме британской доблести” стоят бюсты великих англичан: Шекспира, Ньютона и политических единомышленников виконта Кобхема.

Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.

11.
Пейзаж парка
Елисейские поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года. На стене в “Гроте камушков” их герб и девиз: TEMPLA QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).

Текст: Евгения Микулина. Фото: Клайв Николс »

Опубликовано в журнале "Architectural Digest Russia" №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.

То, что излагается дальше основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных в России специалистов по истории культурного ландшафта. Может быть и главного – не владею информацией. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады и время».

12.

Пейзаж парка
Стоу. Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем. Снимок со спутника. Схема Бориса Соколова. gardenhistory.ru

Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.

13.
Пейзаж парка
Stowe House

Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».

14.

Пейзаж парка
Стоу. Световой купол. Центральный купольный зал дворца – центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.

15.
Пейзаж парка
Интерьер. Один из залов Стоу-хаус / Stowe House. Source

Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).

16.
Пейзаж парка
Стоу. Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е. Source

Он поставил недалеко от главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она сохранилась.

17.
Пейзаж парка

Всего время отняло у Стоу около тридцати павильонов.

18.
Пейзаж парка
Стоу / Stowe National Trust

Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.

19.

Пейзаж парка
Стоу. Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы. Source. "Храм согласия и победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо украшавших сад <…>" – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в "Замечаниях о современном садоводстве, иллюстрированных описаниями".

В 1742 году владелец Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым востребованным ландшафтоустроителем Британии: "England's greatest gardener". Позднее Брауна прозвали "Капабилити" /"Capability" /"Возможность" – Капабилити Браун, потому что мастер много говорил о "возможностях" мест, потенциале их преображения в пейзажную сцену.

20.
Пейзаж парка
Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида <= по ссылке снимок Бориса Соколова, октябрь 2010, почему-то его фотографии очень зеленые, несмотря на осень.


Браун автор более чем 170 парков, многие из которых до сих пор существуют. Он разрушил в Британии устаревшую систему французского регулярного сада и стал знаменитейшим представителем системы английского пейзажного парка, господствовавшей по всей Европе до середины XIX века.

В Стоу первой самостоятельной работой Капабилити Брауна стала Греческая долина. Героический и античный характер придает долине единственная постройка – Греческий храм, он же Храм Согласия и Победы, посвященный победам над французами по всему миру.

21.
Пейзаж парка
Колонна Гренвиля и Греческий Храм Согласия и Победы в Греческой долине. Гравюра из книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750. Source

Ростральная колонна посвящена капитану Гренвилю, племяннику виконта Кобэма, погибшему в морском сражении.

«Дочка» Колонны Гренвиля украшает Царское Село – это Чесменская колонна посреди Большого озера, только она повествует не о гибели близких, а о державной победе над вражеским флотом.

Сейчас в Стоу колонна Гренвиля стоит на Елисейских полях над запрудой, которую понимали как символ моря. Изначально виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине, неподалеку от античного храма, вскоре после гибели Гренвиля в 1747 году. Племянник виконта, его наследник и тезка, граф Ричард Кобэм, в 1756 году перенес памятник своему брату к воде "реки Стикс", и заменил статую Нептуна на изображение Каллиопы, музы трагической поэзии. Теперь она смотрит на Памятник Доблестным британцам, разворачивая свиток с надписью "Лишь о великом пою".

22.

Пейзаж парка
Стоу. Елисейские поля. Памятник Доблестным британцам /
National Trust — Stowe. Source. Зеленый вариант Бориса Соколова

"Доблестные Британцы". В подкове-"пантеоне" Королева Елизавета и ее сиятельные рыцари-пираты Уолтер Рэйли и Фрэнсис Дрейк, защитники Англии король Альфред и "Черный Принц" Эдуард, философ Джон Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон; архитектор Иниго Джонс и без надписи, ибо живой классик, Александер Поуп.

23.
Пейзаж парка
На первом плане Томас Грешэм – создатель Лондонской Биржи. Стоу. Памятник Доблестным Британцам. Source

Каждый бюст сопровождается красноречивым текстом. Эпитафия Королю Альфреду гласит: "Добрейший, справедливейший и милосерднейший из королей; отбивший Датчан, охранивший Моря, поддержавший Познанье, установивший Суды, сокрушивший Продажность, спасший Свободу, и ставший Создателем Английской Конституции".

24.
Пейзаж парка
Стоу. Вид со стороны дворца на Триумфальную арку и озеро / Photo by Phillippa Ashley. Source. Другой вариант вида – сайта Сады и время Бориса Соколова

Преобразование Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта – известного политика и племянника Ричарда Темпла была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.

25.
Пейзаж парка
Вид на Stowe House с противоположного берега озера. Source

У зрителя возникает ощущение грандиозного масштаба потому, что от колоннады дворца до триумфальной арки нет ни одной архитектурной преграды.

Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.

26.
Пейзаж парка
Поле Хоквелл. Готический храм / The Gothic Temple — you can stay here as it's a holiday cottage, by kind permssion if the Landmark Trust

Готический храм – красный камень, готические мотивы, треугольный план. Это одно из ранних произведений патриотической архитектуры Англии. Для французов этой эпохи средневековый готический стиль был пикантным уродством, варварским прошлым. А для англичан, напротив, "готическое" означало "готское" – наше, родное, древнеанглийское. Поэтому в Стоу в 1748 году и возник такой павильон, украшенный внутри изображениями планет.

27.
Пейзаж парка
Елисейские поля. Храм античной добродетели / The Temple of Ancient Virtue. National Trust — Stowe

28.
Пейзаж парка
Статуя Венеры в ротонде

Западный сад – открытая местность со множеством памятников. В центре склона – ротонда со статуей Венеры.

29.
Пейзаж парка
Вид на замок

От Готического храма дальше, на восток, за лугами расположен небольшой, но мощный замок с зубчатыми башнями. За крепостным фасадом – ферма, которую не хотели выставлять напоказ в такой ответственной пейзажной сцене.

30.
Пейзаж парка

Упомянуты не все памятники Стоу.

Источники и дополнительные материалы:
Часть ссылок дана в тексте.

Фотографии, если не указан источник, то Stowe House, Stowe School, National Trust — Stowe.

Источник для текста вне статьи из AD – материалы Бориса Михайловича Соколова. Он – доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства РГГУ, координатор Семинара РГГУ «История культурного ландшафта», член Правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта «Сады и время» — www.gardenhistory.ru, фотограф, путешественник, большой садово-парковый энтузиаст.

Борис Михайлович Соколов. Весь мир — пейзаж. Прогулка по Стоу (1)
Борис Михайлович Соколов. Прогулка по Стоу (2)
[Нажмите, чтобы увидеть остальные ссылки]
Борис Михайлович Соколов. Пейзажная революция в английской усадьбе // DACHA.TV
Борис Соколов. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание 1/06. С. 136-143
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 1 // Искусствознание 1/06. С. 144-170. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 2 // Искусствознание 1/06. С. 179-185. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
"Английская плантомания Екатерины Великой" // Gardenhistory.ru
https://en.wikipedia.org/wiki/Stowe_House
Национальный фонд Великобритании — Слоу / National Trust — Stowe
Stowe House // Stowe School

См. также архитектурное:
[Spoiler (click to open)]
6 королевских резиденций Англии
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
Александр Меншиков и его дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Источник: gorbutovich.livejournal.com

Утверждение в конце ХVIII – начале ХIХ в. новой общественно-экономической формации – капитализма – повлекло изменения и в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте.  В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лоррен, О. Фрагонар, Г. Робер). В поэзии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспевали естественную природу, рассматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон,  Дж. Аддисон, Ж.–Ж. Руссо, И. Гете). В архитектуре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Возрождения, формировался новый стиль – классицизм с его  простыми и строгими формами. И, наконец, в садово–парковом искусстве появилась тенденция отхода от формализма регулярных композиций и перехода к новому стилевому направлению – пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты  естественного ландшафта.

Все эти виды искусства развивались одновременно, взаимно обогащая друг друга.  И тем не менее влияние эстетических и философских концепций того времени на формирование пейзажного стилевого направления очевидно. Этому способствовала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ландшафтной архитектуры С. Кроу, старые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом направлении.

Резкий поворот к пейзажным садам был в известной мере подготовлен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в ХVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.

Существенное влияние на формирование пейзажного стилевого направления садовопаркового искусства Европы оказали китайские сады. Труды Д. Аттриэ (1747) и особенно  В. Чемберса «Восточное садовое искусство» (1772) побудили к воспроизведению естественных пейзажей в натуре, первоначально стилизованных «под Китай».

Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми пространствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воздушной перспективы. Уже к ХVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые изгороди (главным образом из боярышника), разделяющие сады, пашни, пастбища.

Парки пейзажного стилевого направления на протяжении своего более чем двухсотлетнего развития претерпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и модой своего времени.

40–70-е годы ХVIII в.– период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров – ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры – лужайками. Однако трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. 

Типичным примером является парк Чизвик, который относится к переходному периоду. Наиболее характерной чертой пейзажных парков является их живописность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обеспечивающий смену картин и впечатлений, приобретает важнейшее значение.

Пейзажный парк ХVIII в. тесно связан с романтизмом – художественным направлением того времени, поэтому его часто называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сельской жизни отражена в пасторальных мотивах сельских хижин, мельниц, молочен. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски, возводились и павильоны в античном, китайском, турецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать грустное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на контрастной смене впечатлений, где темные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и долинами.

Вместе с парками формировались и теоретические концепции ландшафтного искусства, которые отражены в трудах ряда английских мастеров. Наиболее выдающимися из них являются У. Кент, Л. Браун, Х. Рептон. У. Кент (художник и архитектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, водных устройств, а главное – декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и групп, которые составляли объемно–пространственную структуру парка. Садовый мастер Л. Браун в отличие от Кента коренным образом изменял ландшафт, уничтожая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «подводя» лужайку к порогу дома. Ученик Л. Брауна  Х. Рептон в своих работах шел на компромисс, возвращая дому утраченные террасы с цветниками и вместе с тем преобразуя регулярные композиции в пейзажные путем вырубок и посадок. Учитывая требования владельцев вводить в парк широкий ассортимент цветочных растений, Х. Рептон разработал прием создания серии небольших цветочных садов, скрытых поясом древесных растений или расположенных внутри массивов. С. Кроу, характеризуя эту черту Х. Рептона, писала, что в последние годы жизни он питался  силами, которые со временем разрушили традицию. В своей работе Рептон использовал прием составления эскизных картин, изображающих существующее положение и проектируемую композицию.

Важно также и то, что Рептон внес принципы ландшафтного паркостроения в формирование городской среды – при создании общественного Ридженс-парка и скверов в Лондоне. Все эти мастера заложили основы пейзажного паркостроения, получившего широкое развитие в Европе и Америке.

Парк Стоу в Англии (Приложение, рис. А 26) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, – 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Ч. Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд ко дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний, в том числе и в нашем  Царскосельском парке. В ассортименте преобладают листопадные породы и прежде всего бук, затем – ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются  хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тиссом.

Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Во второй половине ХVIII в. пейзажные романтические парки создаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря бережному отношению и реставрации сохранились до наших дней (Приложение,  рис. Б 16,17).

 

Франция

Эрминонвиль. Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в  1766 г. Площадь парка 54 га.

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с  помощью плотины на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк имеет ряд районов. Его достопримечательностью является остров Ж.–Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пирамидальными тополями. Остров стал символом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Германии и др.). Метод строительства – моделирование в натуре.

В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.

Малый Трианон (Версаль). Авторы – садовый мастер А. Ришар и художник Г. Робер.

Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.

Сочетание регулярных и пейзажных участков относит сад к переходному типу. Пейзажная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена миниатюрная Деревушка королевы.

 

Германия

Вертлиц. Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы – садовый мастер И. Айзербек и архитектор Ф. Эрдмансдорф. Строительство парка началось в 1765 г. Его владелец – Л. Дессау. Площадь парка 122 га. Пространственная основа парка – обширное Вертлицкое озеро с каналами и протоками, а также небольшие водоемы. Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Многочисленные романтические сооружения (павильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пейзажных картин.

Парк в Веймаре. Авторы – с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг. – Г. Пюклер и К. Петцольд. Парк расположен на р. Ильм, которая является его композиционной осью. Долина реки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Частично сохранились романтические сооружения. Здесь же находится садовый домик И. Гёте.

Мюскау. Автором и владельцем парка был Г. Пюклер–Мюскау, кроме того, в его строительстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время созДания – 1815–1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.

Парк расположен в долине р. Нейсе. Один из главных композиционных узлов – дворец. Парк создан с помощью «картинного» метода. Рубки и посадки насаждений проводились по эскизам художника Ширмера. Романтические сооружения отсутствуют, основу пейзажных картин составляют природные компоненты ландшафта. В оформлении используются фигурные цветники и клумбы. В насаждениях преобладают дуб, липа, клен.

 

Польша

Лазенки. Авторы – Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы.  Его площадь 300 га. Строительство парка началось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ассортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр композиции – дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.

 

Болгария

Парк Врана. Авторы – Ж. Лошо, И. Келерер, А. Краус и В. Шахт. Парк, площадью  80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строительство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.

Центр композиции – дворец. Парк включает 4 ландшафтных района. С его территории открываются живописные виды на Лазенские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71 % насаждений составляют экзоты. Из местных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.

В начале ХIХ в. ранее утвердившиеся парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм. Дороги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее. Пейзажи строятся без романтических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов, иногда планировочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументальные объемы пространства. Картинность остается и в ряде случаев является методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка активно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных растений – как результат декоративного садоводства, селекции и интродукции.

Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить образную целостность парка, такие мастера как Х. Рептон, пытаются маскировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последователь Ж. Лоудон выступал за усиление садовых форм и расширение ассортимента.  В парках появляются пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнаментальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они размещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяются также рабатки, бордюры и фигурные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.

Таким образом, садово-парковое искусство ХIХ в. по-своему отразило противоречия времени – наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толкованием природы можно видеть и разрушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов – растений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочитости форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких красок в стройную и сдержанную цветовую гамму парка.

Среди мастеров и теоретиков этого времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Германии и создавших ряд выдающихся парков.

П. Леннэ интересен более широким пониманием ландшафтного искусства как области деятельности, направленной не только на создание парков, но и на эстетическую организацию сельскохозяйственных ландшафтов. Эти работы оставили свой след в районе Потсдама. Из многочисленных парков следует упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ансамбля Сан-Сусси), а также общественные парки Берлина. Г. Пюклер прославился как тонкий мастер «картинного метода» формирования парков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наиболее выдающиеся его произведения – парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг.

В целом пейзажное стилевое направление Европы ХVIII – начала ХIХ в. характеризуется следующими чертами:

—                  новая трактовка природы и композиционное использование естественного  ландшафта;

—                  постепенная эволюция направления и развитие своих стилей: ХVIII в. (романтический) и ХIХ в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и соответственно ее образной трактовкой;

—                  относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;

—                  использование приемов пейзажной живописи как метода построения парков («картинного метода»);

—                  расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов [10].

Источник: olymp.in

 

/ Ландшафтный дизайн / Работа в саду /

 

Наибольшее влияние на формирование английского паркового стиля оказали две отличительные черты, присущи средневековой Британии. Первой, являлись массивы огромных нетронутых и густых вековых лесов, которые мы можем ярко представить себе, просмотрев фильм “Робин Гуд”.

Второй отличительной чертой стиля являлись вольности и свободы, разрешенные королем своим подданным. Из некоторых литературных источников нам известно, что пейзажный стиль возник в Англии в XVIII веке.

Одно, несомненно, самобытный уклад жизни старой Англии оказал влияние на стиль парковой культуры, наиболее близко приближенной к природе с присущими ей свободными и естественными взглядами и представлениями. Беседка, пруд, нагромождение валунов неправильной формы — непременный атрибут английского парка.

Английский парковый стиль (английский парк) представляет собой облагороженный лес, в нем все естественно и создано самой природой. В английском парке отсутствуют прямые линии и геометрические фигуры. Деревья и кустарники не располагаются прямыми отрезками, и их стрижка всегда выполнялась волнистыми линиями.

Деревья в английском парковом стиле рассажены ярусами примерно в такой последовательности – коротко подстриженный травяной газон, затем клумбы, рабатки, цветники, далее куртины, потом кустарники и охватывают пространство парка большие деревья.

Такое расположение растений наиболее сходно с естественной природой. Ландшафт парка выполнен таким образом, что найти в нем что-то искусственное и являющее собой плод деятельности рук человеческих, довольно сложно. Английский парк может быть устроен в виде хаотически разбросанных элементов и деталей, однако этот хаос только кажущийся, а на самом деле продумано до мелочей.

Вся соль хаоса состоит в том что, продвигаясь по извилистой (это обязательное условие стиля) дорожке за каждым ее поворотом открываются новые построения и структуры, при своем расположении создающие гармоничность и завершенность пейзажа.

Как было отмечено выше, линии в английском парке выполнены извилистыми, и сам рельеф неровный, с холмами и оврагами, озерами и прудами, берега которых неровны и с неправильными контурами. Извилистые дорожки не имеют резких и надуманных поворотов, а материалом для их устройства служит исключительно природный материал.

Плавные и извилистые линии, это стержень пейзажного стиля и проходит он через составляющие элементы, в том числе и сооружения находящиеся в нем. Деревья и кустарники для английского парка подбирают из видов, имеющих естественную и природную округлость.

По мере роста дереввьев постоянно формируется их округлая крона путем периодической стрижки и иногда изменением направления роста отдельных ветвей.

Еще одной отличительной особенностью английского парка является идеально подстриженный газон, который с завидной регулярностью невзирая на погоду подстригается. Пруды, водопады, каскады, ручьи и даже небольшие декоративные болотца, это важные составляющие и выглядят наиболее естественно. При построении английского парка водные виды, высаживаемые в водоемах, применяют приспособленые для вашей климатической зоны. 

 

Источник: strou-dom.net

История и разновидности пейзажного стиля

Пейзажный (природный) стиль в ландшафтном дизайне зародился в XVIII веке в Англии в противовес модному тогда регулярному парковому стилю, царившему во Франции.

В отличие от строгих прямолинейных очертаний и тщательной стрижки растений в регулярном стиле, который подчеркивал цивилизованное укрощение растительной среды, природный стиль имитировал естественные пейзажи, навевая мысли о гармонии, царящей в природе. Пейзажный стиль распространился оп Европе и затем по миру, обретая новые особенности в зависимости от местных природных условий и вкусов.

В настоящее время можно выделить несколько разновидностей пейзажного стиля: собственно оригинальный английский ландшафтный дизайн, лесной стиль, романтический стиль, стиль Natur Garden. Все они сходны в том, что не приемлют строгих прямых линий, ровных плоскостей и строгих геометрических фигур.

  1. Английский пейзажный стиль делает акцент на естественности и аристократичности ландшафтов, растений и построек.
  2. Лесной стиль в ландшафтном дизайне подойдет к участкам с крупными деревьями и поможет организовать нечто вроде естественного, но ухоженного парка.
  3. Романтический стиль в ландшафтном дизайне будет включать укромные тенистые уголки, скамейки, романтические скульптуры и тихие водоемы, давая возможность посетителям вспомнить о любви и гармонии.
  4. Стиле NaturGarden, распространившийся по миру относительно недавно, создан голландцем Питом Удольфом, который счел, что красота должна создаваться естественными формами растений, и внес в свой стиль нотки небрежности и кажущегося беспорядка.

Особенности пейзажного стиля

Для создания сада с природным ландшафтом необходим участок не менее 12-14 соток. Небольшой садик не сможет в полной мере передать полноценной гармоничной картины и вместит лишь фрагменты пейзажного стиля.

Сад должен выглядеть естественно, но это не означает запущенность и неухоженность растений. Приближаясь к максимальной естественности, природный стиль упорядочивает формы дорожек, расположение водоёмов и беседок.

Создать сад в пейзажном стиле можно как на холмистой местности, так и на равнине. Выбор растений при этом будет различным, но основные принципы проектирования сада будут одинаковыми:

  1. Плавные линии. Природный стиль в не терпит прямых линий, острых углов и симметрии. Дорожки должны быть извилистыми и ассиметричными. Берега водоёмов не должны быть идеально ровными.
  2. Натуральные материалы в декоре. Преимущество отдаем дереву и камню. Можно использовать глиняные статуи и кованые светильники. Современные пластиковые украшения и фигуры не впишутся в природный дизайн.
  3. Узнаваемые растения. Сад должны наполнять те растения и кустарники, которые характерны для данной местности. Не рекомендуется использовать экзотические цветы и неизвестные травы.
  4. Спокойная цветовая гамма. Красоту ландшафта подчеркнут спокойные краски. Это зелёный, фиолетовый, белый, бледно-розовый, серебристый. Природный ландшафт не нужно искусственно украшать пёстрыми цветами, которые внесут неестественное буйство красок и кричащие оттенки.
  5. Свободный рост растений. Конечно же, кусты нужно подстригать, газоны косить, а цветы прореживать. Но нет необходимости фигурного моделирования растений, создания искусственных топиариев.

Создание пейзажного стиля в саду

Начать оформление сада в пейзажном стиле нужно с зонирования участка и проектирования дорожек. Все дороги к дому, водоёмам, клумбам и беседкам должны быть округлыми и плавными. Прямолинейность диагоналей исключена. Дорожки создаются для любования окружающей природой, а не для преодоления расстояния по самому короткому маршруту. Поэтому рекомендуется организовать извилистые тропинки с раздвоениями. Дорожки лучше делать из камней или гравия. Красиво смотрятся песчаные тропинки, обрамлённые дикорастущими травами.

Газон в саду должен быть аккуратно подстрижен. Желательно использовать традиционный травяной газон, аккуратность которого будет компенсировать «нерегулярность» растений, создавая ощущение ухоженности.

Клумбы и цветники являются неотъемлемой частью пейзажного стиля. Для получения живописного ландшафта нужно подобрать природные сдержанные цвета и оттенки. На клумбах будут выигрышно смотреться розовые и жасминовые кусты. Вдоль дорожек можно разместить сирень или самшит.

Выбирая многолетники, стоит обратить внимание на шалфей, герань, пионы и лилии. Весенний сад украсят тюльпаны, нарциссы и подснежники. Сажать растения нужно плотнее друг к другу, чтобы создать видимость естественности.

Натуральность саду можно придать и небольшими лужайками, которые засаживаются полевыми травами или земляничными кустами. Чтобы придать саду благородства и утончённости, можно посадить декоративные яблони, груши, каштаны.

Зону отдыха с беседкой и скамейками можно отделить туями или серебристой ивой. Беседка должна располагаться в самом отдалённом уголке сада, желательно рядом с водоёмом. Сад в природном стиле предусматривает затенённость зоны отдыха, поэтому в непосредственной близости к беседке можно посадить голубую ель или дуб. Кусты малины рядом с зоной отдыха внесут нотку романтизма.

Скамейки изготавливаем из камня или дерева. Подойдут и кованые конструкции с витыми узорами.

Водоём не является обязательным элементом природного стиля, но пруд или извилистая речка придаст саду особое очарование. Рядом с водоёмом хорошо смотрится каменная кладка, увитая вьюнком или плющом. Уместно будет наличие в саду искусственного водопада или запруды. Водоём можно украсить лилиями и кувшинками. Не рекомендуется помещать на водную гладь искусственные цветы или фигуры птиц: все неживое испортит общую картину сада.

Популярными в пейзажном стиле являются затянутые ряской пруды, которые населены карасями или цветными карпами кои. Если пруд большой, то можно поселить в саду лебедей или уток, главное, чтобы домики птиц были незаметны. Но имейте в виду, что уход за живностью потребует больших хлопот!

Украшение стен дома – это одна из важных составляющих пейзажного ландшафта. Стены строения можно скрыть за лозами винограда или хмеля душистого. Крыльцо дома хорошо украсит клематис или настурция.

Под окнами рекомендуется высаживать ароматные цветы, такие как розы, фиалки, астры. Прекрасно смотрится композиция из мальв и дельфиниума, если расположить её вдоль дорожки к дому. В непосредственной близости к жилищу можно разместить садовые скульптуры: мраморные статуи и глиняные фигуры.

У входа в дом можно поместить большие деревянные кадки с цветами, глиняные горшки с низкорослыми кустарниками.

Птичьи гнёзда и кормушки очень подойдут к этому стилю. Гнёзда можно изготовить самостоятельно из тонких веток ивы и разместить в сиреневых или жасминовых кустах.

Пейзажный стиль не допускает глухих заборов и высоких ограждений. Идеально впишутся в ландшафт кованые резные решётки, увитые розами или плющом. Подойдут живые изгороди, созданные из многолетнего кустарника или виноградных лоз. Забор должен иметь декоративный характер и служить дополнительным украшением сада.

Источник: sadrium.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.