Скульптурный бетон


Скульптурный бетонБольшинство профессиональных скульпторов скептически относятся к бетону. Работать с ним непросто, смесь требует длительной подготовки и замешивания, придавать тонкие линии ей затруднительно. Но этот материал отлично подходит для украшения приусадебного участка, т. к. получить незамысловатые, красивые фигуры по силам даже начинающему ремесленнику. Сделать скульптуры из бетона своими руками можно при помощи нескольких вспомогательных элементов.

Необходимые материалы

Набор дополнительных инструментов и предметов во многом зависит от сложности изделия. Изготовление абсолютного большинства скульптур не требует специального образования, особых навыков и многочисленных дорогостоящих инструментов. Тем не менее, для успешной реализации проекта предварительная подготовка необходима. Чтобы не упустить важных деталей, стоит придерживаться следующего плана:


  • Скульптурный бетонВ первую очередь, нужно определиться с проектом. Эскиз стоит подбирать с учетом возможностей, т. к. начинать знакомство с искусством, создавая большие масштабные фигуры, не рекомендуется. При продумывании будущего проекта важно учесть особенности участка и ландшафта, а также назначение будущего украшения. Например, для детских площадок отлично подойдут небольшие поделки в форме гриба, гномика или копий небольших зверей.
  • Составление эскиза. В этом случае необязательно обладать художественными навыками. Если существует возможность нарисовать будущую скульптуру максимально точно, это станет большим преимуществом. Если подобных навыков нет, а родственники или друзья не могут оказать посильную помощь, вполне подойдет общая схема поделки. Это необходимо для просчета размеров и понимания порядка действий.
  • Опытные ремесленники советуют начинающим дополнительно создать 3D — модель скульптуры в уменьшенном виде. В качестве материала можно использовать небольшой кусочек глины или пластилин. Это позволит не только лучше представить процесс создания скульптуры из бетона, но и упростит работу. Уменьшенную копию можно использовать в качестве ориентира по размерам. Еще одним советом является выбор масштаба. Нередко небольшая заготовка получается очень красивой и аккуратной, а полномасштабная модель выглядит неприглядно. Чтобы избежать таких неприятных последствий, стоит использовать соотношение 1:5 или более масштабный вариант.

  • Прежде чем приступать к реализации задуманного, нужно подготовить все инструменты и вспомогательные материалы. Потребуется ряд приспособлений. Для подготовки смеси придется воспользоваться емкостью большого объема и бетономешалкой. При отсутствии последней можно приобрести специальную насадку для дрели. Но такое приспособление не подойдет для замешивания больших объемов цемента.
  • Для приготовления смеси необходимы песок, вода и пластификатор для бетона. Поскольку работы проводятся на улице, дополнительно стоит воспользоваться полиэтиленовой пленкой. Устранять пятна бетона с плитки или земли будет непросто.
  • Скульптурный бетонИз инструментов потребуются лопатки разного размера, мастерок и шпатель. Такой набор является стандартным при работе с бетоном, стоимость шанцевого инструмента невысокая.
  • Алюминиевая или стальная проволока может потребоваться при производстве объемных и крупных скульптур. Бетон становится прочным только после полного высыхания и затвердевания. Работать с жидкой смесью непросто, поэтому некоторые техники предусматривают наличие вспомогательных предметов.

  • Плоскогубцы и кусачки помогут при работе с проволокой при создании каркаса. Важно учитывать толщину материала, т. к. перекусить очень плотный металл маленьким инструментом затруднительно.
  • Некоторые техники создания бетонных скульптур позволяют обойтись без каркаса. В таких случаях могут потребоваться специальные формы. Способ является простым, но найти форму нужного размера бывает затруднительно.
  • Краска и грунтовка. После завершения основной работы наступает самый приятный и волнительный момент. Скульптуре можно придавать окончательный вид, использовать грунтовку для получения ровного слоя, а также краски нужных цветов для яркости и реалистичности.
  • Перечень подготовительных работ может показаться длинным и затратным в финансовом и временном отношении. Но это не совсем так.

    Большинство инструментов являются стандартными, и обойтись без них при работе с цементом невозможно. Кроме того, многие предметы всегда находятся на дачных участках.

    Технологии производства

    При выборе макета будущей скульптуры стоит учитывать не только габариты, дизайн и эстетическую составляющую, но и сложность производства. На сегодняшний день можно выделить три основных способа изготовления скульптуры из бетона:

    • каркасная технология;
    • заливка в готовые формы;
    • лепка вручную.

    Скульптурный бетон

    Последняя техника практически не имеет нюансов, а процесс работы можно сравнить с лепкой макета из глины или пластилина. Единственным условием является консистенция цемента. Состав должен быть не слишком жидким, чтобы лепка не доставляла много хлопот. Такая техника подойдет для создания только самых простых и небольших поделок. Хорошим применением станет создание множества небольших фигурок, которые могут украсить фасад дома, горшочные цветки, приусадебный участок с плиткой.

    Тонкости каркасного способа

    Скульптурный бетонТакая техника считается самой сложной. Для создания скульптуры требуется предварительная конструкция из проволоки, которая послужит основой будущего изделия. Проволочная модель необязательно должна повторять все элементы конструкции. Главное ее предназначение — получение основы, что позволит скульптору облепить каркас с приданием формы. Универсального рецепта производства нет. Для изделия подойдут любые ненужные вещи: древесина, тряпки, ящики. Но лучше всего создавать основу из алюминиевой или стальной проволоки.


    Изготовить модель можно несколькими способами. Фигуры среднего или маленького размера могут получиться из алюминиевой проволоки. В таком случае достаточно использовать обычную связку, т к. материал эластичный. Стальная проволока потребует комбинированного метода. Некоторые части будущего каркаса можно связать при помощи плоскогубцев или иного инструмента, другие элементы придется сварить.

    Большинство экспертов предлагают производить скульптуры пустотелыми. Такой вариант считается предпочтительным и имеет несколько преимуществ:

    • Экономия материалов. Скульптура большого размера потребует заливки приличного объема цемента, а материал является недешевым.
    • Легкость. Не стоит забывать о том, что может возникнуть необходимость перенести или передвинуть статую. Вес заполненной цементом фигуры может быть внушительным.
    • Пустотелая модель изготавливается при помощи строительной сетки. Каркас из сетки аккуратно и тщательно обтягивается этим материалом, после чего создание скульптуры из бетона осуществляется просто.

    Наносить цемент на каркас стоит при помощи шпателя и мастерка. Каждый новый слой можно добавлять после высыхания предыдущего. Движения должны быть легкими и аккуратными. После завершения работы не стоит ждать полного высыхания бетона.

    Когда раствор схватился, но не застыл окончательно, важно исправить все недочеты: устранить неровности и подтеки.


    Заливка в готовые формы

    Скульптурный бетонУспех реализации задуманного проекта при помощи технологии заливки в формы зависит от приготовления раствора и наличия формы. Основу можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Из-за трудностей с ассортиментом в точках продаж последний вариант остается предпочтительным. Необязательно выполнять сложные элементы в точном соответствии с размерами будущей скульптуры. Вполне подойдут подручные средства.

    Например, небольшой и аккуратный гриб может быть выполнен при помощи старого тазика, мяча и пластиковой бутылки. Шапка получается при заливке цемента в таз. Ножка получается еще проще: достаточно залить раствор в пластиковую бутылку и разрезать материал после затвердевания материала.

    Некоторые особенности существуют при технологии приготовления бетонного раствора. Рекомендуется придерживаться следующих правил:

    1. Песок необходимо тщательно просеять, чтобы в будущий раствор не попали крупные частицы камней или другого мусора.

    2. Смешивать песок с цементом стоит в соотношении 3:1, а при выборе между белым и серым портландцементом стоит учитывать будущий цвет: краски на белой основе выглядят ярче. Но стоимость серого варианта существенно ниже.
    3. В полученный раствор нужно постепенно добавлять обычную чистую воду и пластификатор в количестве 200 мл на 50 кг цемента.
    4. Перемешивание нужно производить очень тщательно. Готовая смесь по консистенции должна получаться в виде густой сметаны.

    Скульптурный бетон

    После завершения всех работ нужно накрыть скульптуру пленкой и оставить до полного высыхания на 10−12 часов. Защита от дождя и влаги позволит избежать неприятных последствий при попадании жидкости на незатвердевшую основу. После полного застывания можно покрывать изделие грунтовкой и красками нужных цветов.

    Идеи поделок для начинающих

    Без необходимого опыта приступать к созданию сложных статуй из бетона не стоит. Масштабные, крупные изделия потребуют применения каркасной технологии, что может существенно осложнить жизнь. На сегодняшний день существует множество вариантов поделок, которые смотрятся великолепно, но не требуют особых навыков при производстве.

    Бетонный грибок

    Яркий мухомор, боровик или любой другой гриб создается просто. Стараться получить из бетона точную копию любой модели гриба не стоит, добиться нужного сходства можно при помощи красок. Для такой скульптуры лучше всего использовать бетон, который по своему агрегатному состоянию должен напоминать подтаявшее сливочное масло. Пошаговых инструкций существует множество, одним из вариантов является такой набор действий:


    • Скульптурный бетонпри помощи глубокой миски сделать углубление в песке;
    • лист лопуха положить на дно, чтобы придать шероховатость;
    • для производства ножки отлично подойдет пластиковая бутылка, свернутый в трубку линолеум или рубероид;
    • после высыхания обеих частей верхушку ножки залить новым раствором и соединить элементы между собой;
    • полное высыхание потребует 2 дней, в этот промежуток времени лучше держать статуэтку под пленкой.

    Для создания полноценных композиций можно изготовить несколько грибов разного размера и разместить их на основе. Таким образом, на участке появятся настоящие грибные поляны, которые выглядят очень гармонично на зеленом газоне.

    Использование листьев

    Скульптурный бетонПри помощи лопухов, мальвы, ревеня или других растений можно получить изумительные бетонные заготовки.


    оцесс производства прост. Раствор получается при помощи смешивания 1 части портландцемента и 3 частей песка и воды. Добавлять жидкость нужно постепенно, тщательно замешивая смесь. В итоге должна получиться консистенция наподобие творожной массы. Сверху стоит насыпать небольшую горку песка и положить цельный лист растения. Остается лишь залить всю поверхность цементной смесью. После высыхания отделяется лист с великолепной рельефной формой. Раскрашивать такие детали можно любыми красками.

    Похожими способами можно получать имитации валунов, бетонные шары и фигурки-полусферы. Важным этапом является окраска. Благодаря хорошему сочетанию цветов и осторожной работе изделие приобретает окончательный вид и становится украшением любого участка.

    С кульпторы не любят бетон. И положа руку на сердце, тому есть причины. Щебень, даже мелкий, усложняет проработку тонких деталей, для лепки бетон приспособлен плохо, ещё и долго схватывается.

    Но, как ни странно, как материал скульптур для парка, дворика или детской площадки бетон вполне по плечу даже рядовому домашнему мастеру.

    Конечно, материал сложный, зато по прочности и долговечности конкурент ему, разве что, гранит или бронза. Но с ними и работать куда труднее. К тому же и мелкие детали сделать есть способы, и приготовить пригодный для лепки скульптуры состав своими руками тоже можно. Но, начнём по порядку.


    Скульптурный бетон

    Необычная скульптура из бетона, в совершенстве имитирующая деревянный парусник

    Содержание:
    1. Три шага до скульптуры.
    1.1 Замысел.
    1.2 Эскиз.
    1.3 Масштабная модель.
    2. Как переносить размеры модели.
    3. Как сделать каркас скульптуры.
    4. Укладка бетона на каркас.
    5. Окончательная отделка скульптуры.
    6. Состав бетона.
    7. Осталось немного и в том числе ТБ.

    Видео-версия статьи

    Три шага до скульптуры

    Замысел

    Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.

    Скульптурный бетон

    Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!

    Эскиз

    Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.

    Скульптурный бетон

    Определяемся с размерами будущей скульптуры

    Масштабная модель

    Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.

    Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.

    Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.

    Для чего нужна модель? Поясним на примере.

    Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).

    Скульптурный бетон

    Перенос рисунка по клеточкам

    Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.

    Как переносить размеры модели

    Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.

    Оно представляет две прямоугольные «беседки» из прутьев, с крышей в виде сетки, с натянутыми нитями или тонкой проволокой, или сварной сеткой. Называется такое приспособление — копировальная рамка. Маленькая ставится над моделью, а пропорционально увеличенная — в месте изготовления скульптуры. По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим. Сначала на каркас, затем и на скульптуру. Как это делать, понятно по рис. 2.

    Скульптурный бетон

    По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.

    Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо, возвращать точно в то же место.

    Как сделать каркас скульптуры

    Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.

    Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.

    «Первичный» скелет служит опорой для каркаса «вторичного», который:

    • удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
    • служит основой сетки удерживающей бетон;
    • определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;

    Вторичный каркас сгибаем из гладкой арматуры 6-8 мм, соединяем сваркой, скрутками из проволоки. Подойдет и «рифлёнка» А-II; А-III. Её труднее гнуть, но для относительно ровных деталей она ещё лучше.

    В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.

    В результате получаем проволочную скульптуру, размером на 2-6 см «худее» чем будущая бетонная.

    Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).

    Скульптурный бетон

    Составляющие каркаса скульптуры

    Укладка бетона на каркас

    Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.

    Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).

    Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.

    Готовим смесь для тела скульптуры (см. раздел «Бетон для лепки») и начинаем укладывать на каркас с самых простых мест.

    Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.

    За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.

    Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.

    Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.

    Кроме того, для шаблонов и штампов иногда подходят самые разнообразные предметы. Скажем фактуру, имитирующую короткую шерсть можно сделать короткой жесткой кистью, борозды «под кору» продавить частым гребнем, а шерсть животного — металлической расческой.

    Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.

    Скульптурный бетон

    Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком

    Окончательная отделка скульптуры

    Отделку поверхности смеси начинаем уже на следующий день после укладки. Бетон ещё не набрал прочность и его можно резать хоть ножом. Это последняя возможность исправить допущенные огрехи без особого труда.

    Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.

    Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.

    Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф — лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную — обычной шкуркой.

    Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.

    Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.

    Состав бетона

    Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.

    Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).

    Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.

    Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.

    В качестве пластификаторов, уменьшающих потребность бетона в воде, используем клей КМЦ и (или) ПВА эмульсию. Они хороши еще и тем, что КМЦ повышает вязкость бетона, а ПВА увеличивает адгезию («прилипаемость»). Так же можно добавлять специальные пластификаторы для бетонов.

    В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.

    Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.

    Один из вариантов состава скульптурного бетона:

    № пп Наименование Количество Примечания
    В объёмных долях В кг на м³ смеси
    1 Цемент ПЦ М500 12 260 Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка
    2 Мытый песок 22 520
    3 Щебень фракции 3-5 мм 39 990
    4 Вода 8 110
    5 Известь гашёная 5 70
    6 Глина 5 120 для декоративного бетона каолиновая
    7 Фибра полипропиленовая 6-10 мм 6 25 Для нижних слоев
    8 Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь 2 20 Не используется с быстротвердеющим цементом
    9 КМЦ 0,5 3
    10 ПВА 0,5 9
    11 Цветные пигменты До получения нужного оттенка
    Итого: 100 2127

    КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.

    По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.

    Осталось немного и в том числе ТБ

    Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.

    Скульптурный бетон

    Уникальная бетонная скульптура — памятник Артёму в Святогорске

    Избегайте контакта открытой кожи с жидким бетоном — используйте шпатели, перчатки с полимерным покрытием. Работая болгаркой, перфоратором, даже просто зубилом и молотком надевайте защитные очки. При шлифовке «на сухую» не забывайте о респираторе.

    Для серийных поделок метод лепки неудобен. Он для уникальных, «штучных» скульптур и композиций.

    Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.

    Что же касается изложенных в статье принципов, помните завет Петра I: не держитесь устава — «…яко слепой — стены, ибо там порядки писаны, а времён и случаев — нет».

    Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

    Скульптурный бетон

    Черепахи и гномики, грибочки, цветы и листья – все эти милые садовые скульптуры способны отлично украсить и оживить дачный участок или территорию рядом с загородным коттеджем. Их можно сделать из различных материалов, в том числе вырезать из дерева, например. Или вытесать из камня.

    Но гораздо проще отлить украшения для сада из ходовых материалов: цемента и гипс. Кстати, это и своими руками получится сделать, приготовив правильный раствор.

    Раствор для изготовления садовых скульптур

    Особенности и разновидности

    Так как фигуркам, украшающим участок, равно как и дорожкам в саду, предстоит постоянно находиться под открытым небом, то они должны быть из прочного и морозоустойчивого материала (цемент, к примеру, используется только марки М400 и выше, а в гипс рекомендуется добавлять влагостойкие ингредиенты). Сверху изделия покрывают защитными составами, которые предохранят поверхность от влаги и разрушения.

    • В качестве основы для скульптур может использоваться цемент, с которым удобно и легко работать, его же и для садовых ваз используют. Бетонные изделия отличаются прочностью, большим сроком службы, простотой изготовления. Они способны круглый год стоять на улице – требуется лишь периодически обновлять поверхность декоративного покрытия (подкрасить или восстановить слой лака, например).
    • Гипс – дешевый и доступный материал. Это его большой плюс. Есть и минус – скульптуры получаются достаточно хрупкими, нуждающимися в осторожном уходе. Для увеличения пластичности и прочности в смесь на основе гипса добавляется клей ПВА. А еще существует вариант изготовления гипсово-цементного раствора. Об этом – далее.

    О том, как сделать раствор для дачных садовых скульптур из цемента, бетона или гипса, читайте далее.

    Состав и структура

    Скульптурный бетонЧтобы наши фигурки получились не только красивыми, но и не развалились бы в течение короткого срока, нужно использовать качественные компоненты. Свежий (сыпучий, а не слежавшийся) цемент, речной промытый, просеянный и просушенный песок, чистую (не из лужи и не морскую) воду. Гипс также должен быть качественным: белого цвета, сухим, рассыпчатым.

    Вот несколько рецептов для растворов:

    1. На одну часть цементного порошка берут от двух до трех частей песка. Воду добавляют в сухую смесь, доводя ее консистенцию до нужной (обычно – густоты сметаны, иногда – чуть плотнее).
    2. Гипсовый раствор делают, смешивая порошок гипса с водой до полужидкого состояния (в основном, как и у бетонной смеси, до сметанной густоты).
    3. Гипсово-цементный раствор состоит из пяти частей цемента и одной части гипса, медленно разбавленных водой до получения плотной (но текучей) смеси. В состав добавляется клей ПВА в количестве одной столовой ложки.

    Как уже упоминалось, в чисто цементный или гипсовый раствор также рекомендуется добавлять клей ПВА в небольших количествах. О том, как сделать декоративные изделия-скульптуры из гипса, цемента, бетона для сада и огорода своими руками, читайте далее.

    О том, как покрасить сделанного вами садового гнома или любую другую скульптуру, расскажет этот видеоролик:

    Мастерим своими руками

    Как приготовить смесь

    Для изготовления бетонной смеси нужно взять сухие цемент с песком, перемешать их, а затем потихоньку долить воды. Делать раствор можно в тазике или миске подходящего размера, перемешивать – деревянной лопаткой либо шпателем. Не забываем защитить руки перчатками. Гипсово-цементную смесь делают аналогичным способом.

    Гипсовый порошок, напротив, высыпают в воду (чтобы комочки не образовались). Можно использовать специальный скульптурный гипс, а также строительный (продается в хозяйственных магазинах). Подойдет и штукатурка, в основе которой содержится гипс. Раствор используют сразу же.

    При изготовлении гипсово-цементной смеси (помним — она должна быть плотной для легкого накладывания на каркас). В сухие перемешанные компоненты нужно лить воду очень маленькими порциями. Клей ПВА во всех трех случаях добавляют в конце.

    О том, как сделать формы для садовых скульптур, читайте ниже.

    Как приготовить форму для изделий

    Из глины или пластилина

    Для садового декора существуют и готовые формы (продаются в магазинах). Самостоятельное изготовление трафарета предполагает наличие фигурки-образца. Еще будет нужна глина, которую легко можно набрать в карьере.

    Немного разведя глину до пластичного состояния, надо погрузить в нее фигурку-образец. Сначала вдавливаем для получения оттиска ее переднюю половину, затем – заднюю. Теперь глиняную форму нужно подсушить – на воздухе или в печке. Отливают две детали, которые затем склеивают.

    Перед заливкой гипсовой или цементно-песчаной массы необходима смазка внутренней поверхности формы. Растительным маслом, вазелином, парафином. Еще можно изготовить состав из двух частей тертого мыла, семи частей воды и одной части растительного масла.

    Для более легкого гипса вместо глины можно использовать пластилин, который легче формуется. Лепим из него фигурку, не забыв нанести линию разделения. Затем наносим смазку – годится раствор из мыла и растительного масла. После чего лопаточкой или кисточкой накладываем гипсовую смесь, при этом слой не должен быть более двух миллиметров.

    При необходимости после высыхания можно нанести еще один слой. Или несколько. Работаем на ровной плоскости (по размеру несколько большей площади, чем будущая скульптура).

    О том, как сделать скульптуру-гриб для вашего сада, расскажет этот видеосюжет:

    Из металла и проволоки

    Для зверей, птичек, человечков делают металлический каркас, который нужно обмотать в местах утолщений металлической сеткой с мелкими ячейками либо проволокой.

    Чтобы сэкономит цемент, внутрь конструкции можно наложить ветоши или старых скомканных газет. На каркас наносится достаточно густая песчано-цементная (или гипсово-цементная) смесь.

    Из подручных материалов

    • Скульптурный бетонОчень симпатичный декор можно создать, имея в распоряжении обычную пластиковую бутылку и старую миску. В бутылку наливаем бетонный раствор – это будет ножка грибочка.
    • А формой для шляпки послужит миска, смазанная внутри солидолом или растительным маслом (а можно просто полиэтиленом дно застелить). Наливаем в нее раствор, ждем, пока он немного застынет, вырезаем в середине углубление для ножки. Останется задекорировать грибок.
    • Старый мячик – тоже отличная форма для очаровательных скульптур. Из его половинок можно соорудить черепашек, божьих коровок, А если мяч не разрезать, а лишь проделать небольшое отверстие, то после заливки внутрь бетонной смеси получится детали шаровидной формы. Которые также способны дать простор фантазии.

    Из природных материалов

    Фактурный лист (например, лопуха), отпечатанный на цементе, может стать красивой поилкой для птичек. Для изготовления такого декоративного изделия надо насыпать на ровную плоскость горку влажного песка, застелить полиэтиленом и положить выбранный лист фактурными прожилками вверх.

    Затем намазывают слой цементной смеси не толще двух сантиметров (к краям толщину чуть уменьшим). Подготовим основание – залитый бетоном кусок трубы из пластика. Его вставим по центру. Через двое суток листик готов. Красим его.

    Еще можно сделать так называемые «живые» скульптуры, внутрь которых будет помещена газонная трава. Или другие растения.

    Для этого нужно приготовить металлический каркас нужной конфигурации, обтянутый проволокой. Его затягивают металлической или полипропиленовой сеткой, затем насыпают грунт (куда будут посажены живые растения), предварительно проложив слой соломы.

    Если вы до сих пор не определились, какую скульптуру для сада хотите, то вам поможет в этом следующее видео:

    Источник: fishingsecrets.info

    Пластичность бетона


    Несколько слов о поводу понятия пластичности бетона. Многие любители бетонных работ считают, что пластичность бетона связана с возможностью его использования для лепки декоративных изделий по аналогии с глиной (то, о чем говорилось выше). На самом деле пластичность бетона на языке специалистов определяет степень его подвижности. Ее еще называют удобоукладываемостью и обозначают заглавной русской буквой П со значением от 1 до 5. Чем выше это значение, тем легче заливать бетонную смесь в подготовленную форму.

    Частично этот вопрос уже рассматривался при изготовлении бетонного ангела для садового фонтана. Поскольку форма имела множество мелких элементов, необходимо было сделать раствор максимально текучим. Для этого  в бетонную смесь был добавлен гиперпластификатор, обеспечивший качественную заполняемость тонких полостей силиконовой формы. К этому моменту мы еще вернемся при рассмотрении способов изготовления искусственного камня для декоративных садовых дорожек, площадок и других элементов сада.

    Как получить минимальную текучесть скульптурного бетона

    Сегодня у нас другая задача, можно сказать противоположного назначения. Необходимо получить скульптурный бетон, у которого пластичность бетонной смеси должна быть со значением П1, чтобы текучесть раствора была минимальной как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности. Для последней существует еще такое понятие как сползание раствора. Это выражение чаще используется при нанесении штукатурки на стены при отделочных работах. Эта характеристика нам также нужна, так как скульптурный бетон имеет те же составляющие, которые используются и в составе штукатурных смесей.

    Для уменьшения текучести и сползания раствора, как при изготовлении садовых малых архитектурных форм, так и при проведении отделочных работ, мастера и любители используют различные металлические и пластиковые строительные сетки, закрепленные на поверхности стен или изделий. Иногда их применение не желательно или трудновыполнимо. В таких случаях липкость раствора должна быть выше за счет увеличения концентрации составляющих ингредиентов, что естественно приводит к удорожанию проводимых работ. Для самоделкиных главной задачей является упрощение и удешевление изготовления фигурок и камней для сада. Именно в этом направлении и будем двигаться дальше, придерживаясь критерия экономической и практической целесообразности.


    Пластификация бетона самоделкиными


    К сожалению стремление самоделкиных к чрезмерной экономии и упрощению при недостатке базовых знаний в области бетонных работ, а также свойств и характеристик применяемых компонентов, приводит частенько к плачевным результатам. Изделия, находящиеся круглый год в саду, со временем начинают разрушаться. Этому способствует рыхлость и гигроскопичность обычного бетона. Чтобы этого избежать приходится на зимний период их куда-то прятать или упаковывать для защиты от мороза и влаги. А отговорка, что на несколько лет хватит, не является оправданием неквалифицированных действий.

    Использование в составе бетона клея ПВА

    Первый пример. Приведу часто встречающуюся рекомендацию самоделкиных по использованию в составе бетона клея ПВА или его дисперсии ДПВА (клей ПВА получают путем разведения ДПВА в воде). Об этом уже говорилось в одной из статей и повторяться здесь не буду. Добавить можно следующее. Вот, что пишут сами разработчики о характеристиках поливинилацетатной дисперсии (ДПВА):

    “Дисперсия ПВА – водный состав с равномерно распределенными в нем мелкими частицами (глобулами) полимера винилацетата или его производных. Глобулы полимера покрыты слоем стабилизирующего компонента. Поливинилацетатная дисперсия обладает высокими клеящими свойствами. ДПВА подразделяется на пластифицированные и непластифицированные.  По внешнему виду они практически не отличаются. Непластифицированная дисперсия выдерживает не менее четырех циклов замораживания-оттаивания при температуре -40гр.С. Пластифицированная дисперсия не морозостойкая и при замораживании необратимо разрушается.”

    Сами делайте вывод: можно ли применять клей или дисперсию ПВА в бетонных растворах для изготовления и долговременного использования бетонных изделий для сада.

    Использование штукатурки в бетонной смеси

    Второй пример. Значительно реже, чем клей ПВА, самоделкины рекомендуют использовать в виде добавки сухую строительную смесь (ССС): плиточный клей или штукатурку для наружного применения.

    Надо отметить, что в составе строительных смесей присутствуют необходимые для скульптурного бетона компоненты. Но тогда возникает вопрос: почему бы не использовать уже готовые смеси? Ответ, скорее всего, будет такой: “Дорого.” Ведь стоит задача сэкономить на исходных материалах.  Когда спрашивают:  “Сколько необходимо добавить ССС в бетонную смесь?”,  то отвечают: “Немного”. Понятие “немного” обычно составляет 5-10% от веса цемента в составе бетонной смеси.

    Теперь сделаем примерный расчет количества необходимых ингредиентов, которые будут присутствовать в новой смеси, определяющей скульптурный бетон. В рецептуре цементного клея среднего класса обычно присутствует редиспергируемый полимерный порошок (РПП) в количестве 1-3% и метилцеллюлоза – 0,2-0,3%.  Количество последней  в основном зависит от ее вязкости. Остальные составляющие: песок и цемент определяют основной объем смеси – 95-97%.

    Теперь посчитаем. Если возьмем примерно 10% ССС (цементный клей среднего класса), то РПП будет иметь в составе новой смеси десятые доли процента, а метилцеллюлоза  – тысячные. Не проводя проверки  можно предугадать, как сильно будет отличаться новый скульптурный бетон от обычного без этих добавок. Могу отметить, что ранее при проведении экспериментов с этими компонентами наблюдалась значительная зависимость текучести раствора при изменении объема составляющей даже на 0,1%.


    Профессиональные добавки в бетон


    Если поискать в интернете, то можно найти много предложений по продаже как импортных, так и отечественных добавок в бетонные смеси. Все они в той или иной мере содержат ранее перечисленные компоненты. Есть заменители строительного кварцевого песка для облегчения веса смеси (мраморная или доломитовая мука).  В более качественных и дорогих смесях добавляют эфир крахмала. Он позволяет дополнительно уменьшить сползание раствора с вертикальных поверхностей. Для этой же цели в состав смеси в небольшом количестве вводят полипропиленовую фибру.

    Также можно отметить, что в литературе вместо названия РПП часто приводят названия различных латексов (обычно акриловый латекс).  Латексы кроме ССС используются во многих других производствах, в том числе и при производстве красок. Какие выбрать краски и как лучше красить бетон – тема для отдельной статьи. Всем удачи в вашем творчестве и до новых встреч на kamsaddeco.com.

    Источник: kamsaddeco.com

    Скульптура из бетона: мастер-класс

    Первый шаг на пути создания садовых скульптур из бетона – работа над металлическим каркасом, на который затем будет наноситься раствор. Чтобы получить толстые части, нужно обмотать каркас мелкой сеткой или проволокой. Второй способ изготовления фигурок – формование, когда раствор бетона заливают в специальные формы, а после затвердевания склеивают две половинки и зашкуривают изделие.

    Nutabena советует заполнять внутренности различной ветошью для экономии цемента.

    Если у вас нет большого опыта работы с цементом, вряд ли идеальная скульптура у вас получится с первого раза. Чтобы погрешности можно было исправить, в бетонный раствор добавляют клей. Необходимый цвет придают с помощью пигмента, добавленного в состав, или окрашивают уже готовую фигурку. С помощью краски можно сымитировать другие природные материалы: гранит, мрамор, дерево и т.п. В завершение скульптура из цемента покрывается антиграффитным и антикоррозионным покрытием, которые сохраняют изделия в неизменном виде в течение нескольких десятков лет.

    Участник форума RUS_095 (Москва) рассказывает о такой технологии создания бетонных скульптур, по которой работает украинский мастер Владимир. Раствор для садовой скульптуры делается из смеси цемента и песка в соотношении 1:2. Цемент наносится на металлический каркас, с которого затем срезается лишнее. Изделия окрашиваются обычной фасадной краской.

    От простого – к сложному

    Галина Ара предлагает испробовать свои силы на простых фигурках, сделать гриб. У 1,5-2 л пластиковой бутылки обрежьте горлышко по «плечики». Приготовьте раствор:1 часть цемента, 3 – песка, воду добавляйте до консистенции «творога в пачке». Заполните бутылку до верха, поставьте застывать. Затем разрежьте и снимите пластик – ножка гриба готова.

    Шляпку сделайте с помощью металлической или пластиковой миски нужного размера: смажьте внутреннюю поверхность подсолнечным маслом или солидолом, положите туда раствор до самого верха и дайте немного застыть. Когда раствор можно будет резать ножом, сделайте посередине ямку глубиной 6-7 см. Диаметр должен быть немного больше диаметра верха ножки. Снова подождите, пока бетон еще больше затвердеет, затем осторожно переверните и выньте из формы. Край шляпки сточите ножом.

     Садовые скульптуры из цемента своими руками. 

    Декорируйте шапку: сделайте в ней дырочку, из раствора скатайте червячка и засуньте его туда наполовину. После окончательного высыхания покройте фигурку грунтовкой и покрасьте.

    Изделия размером меньше 150 см Галина Ара делает без каркаса и арматуры. Кусок мягкого монолита, из которого затем вырезается фигурка, можно сделать с помощью металлического листа: сверните его в трубу необходимого диаметра и свяжите веревкой. Затем заполните раствором и оставьте подсохнуть.

    Недостаток метода – так не получится сделать фигурки с выступающими деталями, с раскинутыми руками и т.п.

    Более сложные фигуры нуждаются в армирующих элементах. Кота форумчанка делала таким образом. Сначала слепили все, кроме головы. Затем во время закладывания цемента в форму воткнула две арматуры нужной высоты и сделала каркас головы и ушей из тонкой проволоки. Когда раствор (до нижней челюсти) хорошо застыл, снова поставила трубу, но уже на каркас из досок на уровне шеи. Из фанеры вырезала дно с дыркой для шеи и заполнила раствором. Голову вырезала, не убирая деревянную опору. Через 2-3 часа убрала каркас, а границу обмазала раствором.

    Занятие в классе Аринки

    Поилка для птичек «Осенний лист»

    Возьмите большой лист лопуха или ревеня. На стол постелите целлофан, сделайте горку из влажного песка, посередине сформируйте холмик, чтоб задать листу глубину. Накройте горку целлофаном. Положите лист прожилками кверху, расправьте его.

    Замешайте нежидкий бетон: 3 части песка, 1 – цемента, вода. Цемент выложите на лист: толщина раствора в середине должна быть 2 см, к краям уменьшите до 1 см. Затем вставьте пластиковую трубку диаметром 10 см и высотой 10- 15 см. Обмажьте ее раствором на месте стыка, залейте полость трубы бетоном. Накройте целлофаном, оставляя щели для вентиляции, и оставьте изделие высыхать.

    Не переворачивайте лист раньше, чем через двое суток!

    После высыхания бетона снимите лист. Если он отрывается с трудом, слегка смочите водой. Листок можно дважды покрасить яхтным лаком с добавлением золотистого, красного и оранжевого колера. Получится садовая скульптура высокго класса!

    Урна для мусора

    Аринка сколотила трапецию из старых обрезков. Размер – больше диаметра емкости, которая вставляется в середину формы. Затем к стенкам формы прибила деревянное основание. Стенки, дно формы и ведро застелила полиэтиленовой пленкой, закрепила скотчем. Армировала мелкой сеткой. Цементный раствор залила в форму, сделав дно урны (толщина 8-10 см). Затем вставила ведро в целлофане в форму, приложила листья лопуха к стенкам и постепенно вливала раствор, придерживая листья, чтобы не сползли, и выравнивая ведро по центру.

    Урну накрыла целлофаном на 5-6 дней. После высыхания – перевернула, отвернула шурупы в днище, разобрала стенки. Листья смыла струей воды. Верх урны и острые края отшлифовала диском. Урну покрасила. Изделие можно декорировать морскими ракушками.

    Источник: zen.yandex.ru

    Три шага до скульптуры

    Замысел

    Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.

    Эскиз

    Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.

    Масштабная модель

    Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.

    Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.

    Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.

    Для чего нужна модель? Поясним на примере.

    Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).

    Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.

    Как переносить размеры модели

    Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.

    Оно представляет две прямоугольные «беседки» из прутьев, с крышей в виде сетки, с натянутыми нитями или тонкой проволокой, или сварной сеткой. Называется такое приспособление — копировальная рамка. Маленькая ставится над моделью, а пропорционально увеличенная — в месте изготовления скульптуры. По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим. Сначала на каркас, затем и на скульптуру. Как это делать, понятно по рис. 2.

    Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо,  возвращать точно в то же место.

    Как сделать каркас скульптуры

    Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.

    Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.

    «Первичный» скелет служит опорой для каркаса «вторичного», который:

    • удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
    • служит основой сетки удерживающей бетон;
    • определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;

    Вторичный каркас сгибаем из гладкой арматуры 6-8 мм, соединяем сваркой, скрутками из проволоки. Подойдет и «рифлёнка» А-II; А-III. Её труднее гнуть, но для относительно ровных деталей она ещё лучше.

    В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.

    В результате получаем проволочную скульптуру, размером на 2-6 см «худее» чем будущая бетонная.

    Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).

    Укладка бетона на каркас

    Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.

    Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).

    Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем  из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.

    Готовим смесь для тела скульптуры (см. раздел «Бетон для лепки») и начинаем укладывать на каркас с самых простых мест.

    Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.

    За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.

    Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.

    Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.

    Кроме того, для шаблонов и штампов иногда подходят самые разнообразные предметы. Скажем фактуру, имитирующую короткую шерсть можно сделать короткой жесткой кистью, борозды «под кору» продавить частым гребнем, а шерсть животного — металлической расческой.

    Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.

    Окончательная отделка скульптуры

    Отделку поверхности смеси начинаем уже на следующий день после укладки. Бетон ещё не набрал прочность и его можно резать хоть ножом. Это последняя возможность исправить допущенные огрехи без особого труда.

    Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.

    Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.

    Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф — лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную — обычной шкуркой.

    Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.

    Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.

    Состав бетона

    Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.

    Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).

    Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.

    Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.

    В качестве пластификаторов, уменьшающих потребность бетона в воде, используем клей КМЦ и (или) ПВА эмульсию. Они хороши еще и тем, что КМЦ повышает вязкость бетона, а ПВА увеличивает адгезию («прилипаемость»). Так же можно добавлять специальные пластификаторы для бетонов.

    В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.

    Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.

    Один из вариантов состава скульптурного бетона:

    № пп Наименование Количество Примечания
    В объёмных долях В кг на м³ смеси
    1 Цемент ПЦ М500 12 260 Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка
    2 Мытый  песок 22 520
    3 Щебень фракции 3-5 мм 39 990
    4 Вода 8 110
    5 Известь гашёная 5 70
    6 Глина 5 120 для декоративного бетона каолиновая
    7 Фибра полипропиленовая 6-10 мм 6 25 Для нижних слоев
    8 Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь 2 20 Не используется с быстротвердеющим цементом
    9 КМЦ 0,5 3
    10 ПВА 0,5 9
    11 Цветные пигменты До получения нужного оттенка
    Итого: 100 2127

    КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.

    По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.

    Осталось немного и в том числе ТБ

    Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.

    Избегайте контакта открытой кожи с жидким бетоном — используйте шпатели, перчатки с полимерным покрытием. Работая болгаркой, перфоратором, даже просто зубилом и молотком надевайте защитные очки. При шлифовке «на сухую» не забывайте о респираторе.

    Для серийных поделок метод лепки неудобен. Он для уникальных, «штучных» скульптур и композиций.

    Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.

    Что же касается изложенных в статье принципов, помните завет Петра I: не держитесь устава — «…яко слепой — стены, ибо там порядки писаны, а времён и случаев — нет».

    Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

    Источник: chonemuzhik.ru


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.