Стили парков


Классический (регулярный) стиль сада

Классический (регулярный) стиль садаКлассический или регулярный стиль сада предполагает геометрически правильную планировку с ярко выраженной симметричностью и регулярностью ландшафтной композиции.

Основные элементы классического сада

  • прямые аллеи, являющиеся осями симметрии
  • четкие геометрические формы клумб, газонов, мощения дорожек, водоемов
  • фонтаны, расположенные в центре участка либо в центре композиции, созданной на участке
  • топиарные растения
  • натуральный камень
  • наличие открытых пространств
  • классическая форма садовых беседок, размещенных на пересечении дорожек
  • партерная зона

Цветовая палитра классического сада

Цвета классического регулярного стиля: белый, бежевый, песочный, голубой, светло-терракотовый.

Аксессуары регулярного сада

  • античная скульптура, каменные шары
  • арки, классические колонны, вазоны
  • кованые перголы и скамьи
  • бордюры в классическом стиле

Английский (пейзажный) стиль сада

Английский (пейзажный) стиль садаПривлекательность английского или пейзажного ландшафтного стиля сада заключается в мягкости линий и плавности контуров сада, а также в естественности природы, которая расслабляюще действует на человека, подверженного множеству стрессов в современной жизни.

Основные элементы английского сада

  • вертикальное озеленение
  • извилистые дорожки из натуральных материалов
  • большое количество многолетников, размещенных в миксбордерах
  • наличие аккуратных зеленых газонов, которые являются не только объектом эстетического наслаждения, но и зоной релаксации
  • водоем в пейзажном стиле
  • вход в дом украшает вьющееся растение, оплетающее фасад дома
  • полное отсутствие упорядоченности и строгой геометрии
  • увитая лианами калитка

Цветовая палитра английского сада

Цвета английского стиля: зеленый различных оттенков, серебристый.

Аксессуары английского сада

  • скамьи из натуральных материалов, расположенные под деревьями или на подпорных стенках
  • старинные предметы, изделия ручной работы
  • керамическая плитка, вкрапленная в дорожку
  • контейнеры или вазоны для цветов

Французский ландшафтный стиль сада

Французский ландшафтный стиль садаФранцузский ландшафтный стиль считается самым сложным стилем в ландшафтном дизайне участка. Французский сад является садом для отдыха. В нем есть и романтика и изысканность. Одним из известнейших компонентов французского стиля является стилизация «Прованс».

Основные элементы французского сада

  • небольшая мощеная площадка около дома
  • небольшой газон строгой формы
  • плодовые или декоративные деревья в небольшом количестве
  • натуральные материалы, основной материал
  • песчаник или красный кирпич
  • невысокие бордюры вдоль дорожек
  • наличие пряных растений
  • приподнятый мини-огород
  • плетистые розы

Цветовая палитра французского сада

Цвета французского стиля: серый, голубой, темно-зеленый, фиолетовый, желтый, сизый, красный на зеленом фоне.

Аксессуары французского сада

  • деревянные перголы
  • кованые решетки
  • плетеная мебель
  • комнатные растения на веранде
  • кресло-качалка
  • небольшое барбекю
  • горшки терракотового цвета

Ландшафтный стиль кантри (деревенский)

Ландшафтный стиль кантриДеревенский стиль или стиль кантри можно считать самым древним из всех ландшафтных стилей дизайна, ведь общество людей начало развиваться с маленьких поселений, скромных домиков с бесхитростными лужайками полевых цветов и плодовыми растениями.

Основные элементы стиля кантри

  • пышные цветники из полевых растений
  • природные лужайки
  • небольшой пруд природного стиля
  • дорожки из древесной коры, гравия или спилов деревьев
  • изделия ручной работы
  • объединение плодовых и цветочных культур в одну композицию
  • плодовый сад и огород

Цветовая палитра деревенского стиля

Цвета стиля кантри: белый, желтый, красный, все яркие цвета.

Аксессуары стиля кантри

  • деревянный забор или плетень
  • лавки и колодцы
  • перголы из бруса или бревна
  • деревянные бочки
  • деревенские горшки или чугунки
  • скворечники, домики и кормушки для птиц
  • малые архитектурные формы в виде домашних животных и домашней птицы из натуральных материалов (дерево, глина, камень


Стиль эко-сад

Стиль эко-садВ настоящее время эко-стиль в саду пользуется огромной популярностью. Он воссоздает на участке уголок дикой природы. Такой сад совершенно нетребователен к уходу.

Основные элементы ландшафтного стиля эко

  • наличие только натуральных материалов в саду
  • сочетание растений и камня
  • смесь садовых цветов и дикорастущих растений
  • природная лужайка из полевых цветов
  • лесные растения
  • прерывистое мощение, в промежутках засеивается трава или почвопокровные растения
  • минимальное вмешательство в существующую флору и природный ландшафт

Цветовая палитра эко-сада

Цвета эко-стиля: природные цвета.

Аксессуары эко-стиля

  • грубоватая садовая мебель
  • кострище
  • шалаш или простой навес
  • пни, спилы деревьев, коряги, скамьи из бревен
  • поделки из лозы и веток
  • дощатые или бревенчатые мостики
  • светильники в кронах деревьев


Японский и восточный стили

Японский и восточный стилиТрадиционные японские сады предназначены для тихого миросозерцания, обеспечивая духовное убежище для его обитателей. Основное внимание при создании восточного сада уделяется природе. Элементы японского сада символизируют природные элементы. Геометрические фигуры и искусственные материалы не используются в восточном ландшафтном дизайне. Сад должен иметь естественный и гармоничный вид, который располагает к созерцанию.

В России японский стиль сада не используется в чистом виде, здесь применяются мотивы, приемы и символика этого сада. Не стоит делать весь участок в японском стиле, лучше, если «японским» будет только какой-то уголок сада.

Основные элементы японского сада

  • наличие воды в саду в любом удобном виде (водоемы, чаши с водой, ручей, и др.)
  • камень и растения
  • асимметрия
  • комбинированное мощение, пошаговые дорожки
  • «сухой» ручей, сад камней, гравий, большие гладкие валуны
  • бамбуковые изгороди, мох (или мшанка) под деревьями
  • холмообразные кроны деревьев

Цветовая палитра японского сада

Цвета японского и восточного стилей: серый, зеленый, коричневый, белый. Плавный переход от цвета к цвету. Один-два цветовых акцента.

Аксессуары японского и восточного сада

  • мостики над водой
  • «сухой» ручей
  • плоский камень
  • каменные фонарики
  • каменные скамьи
  • изделия из бамбука
  • беседки в виде «чайного домика»
  • канаты, извилистые коряги, корни
  • белая керамика


Мусульманский (исламский) сад

Мусульманский (исламский) садМусульманский или исламский сад подобен оазису в пустыне. Основным предназначением исламского сада является создание атмосферы глубокой релаксации. А инструментом создания такой атмосферы являются запахи цветов и плодовых деревьев.

Основные элементы мусульманского сада

  • регулярный стиль, уединенность, «закрытость»
  • наличие кирпичного или бетонного забора
  • геометрия в саду (квадрат или прямоугольник, реже – круг)
  • водоем прямоугольной формы с применением восточной мозаики
  • мощение из керамогранита
  • плодовые деревья, ароматные цветы и травы
  • места для отдыха в тени деревьев
  • каменный чор-бак

Цветовая палитра мусульманского сада

Цвета мусульманского стиля: яркие цвета.

Аксессуары мусульманского (исламского) сада

  • деревянные или каменные скамьи с обилием подушек
  • беседка в мусульманском стиле
  • оформление входа в сад с применением элементов восточного стиля (арка с элементами мозаики, занавеси из стеклянных подвесок и т.п.)


Сад в стиле русского классицизма (дворянская усадьба)

Сад в стиле русского классицизма (дворянская усадьба)Ландшафтный стиль дворянской усадьбы известен нам из русской литературы XVIII века. Сад в стиле русского классицизма предполагает широту размаха, а это возможно только на участках большой площади. Стиль смешанный, включает в себя и регулярные и пейзажные элементы. Отличительной чертой русского ландшафта является сочетание утилитарных и художественных функций.

Основные элементы русского сада

  • живые изгороди
  • газон, аллеи, фонтаны
  • водоем пейзажного вида
  • беседки-ротонды или павильоны
  • тенистые уголки
  • классические фонари
  • скульптуры
  • извилистые дорожки
  • старые, крупные деревья с раскидистой кроной

Цветовая палитра русского дворянского сада

Цвета русского дворянского сада: светлые, без ярких пятен. Белый, кремовый, песочный, голубой, синий, светло-терракотовый, желтый, розовый.

Аксессуары русского сада (дворянской усадьбы)

  • классическая скульптура
  • кованые изделия
  • арки, вазоны, старинные садовые фонари, колонны, чугунные скамьи
  • приподнятые цветники


Средиземноморский стиль сада

Средиземноморский стиль садаСад в средиземноморском стиле предназначен, в первую очередь, для отдыха на открытой террасе или у плавательного бассейна. Это самый «летний» сад. Если вы создадите на своем участке средиземноморский пейзаж, то каждый раз при выходе из дома вы будете погружаться в другой мир. Запах ароматных трав, звук шумящей воды и теплый цвет терракоты – все это будет приглашать вас присесть и выпить бокал вина. Все, чего вам будет не хватать в этот момент — это вид на сверкающий голубой океан.

Основные элементы средиземноморского сада

  • контраст между тенью и светом
  • наличие патио
  • мощение большой площади
  • цитрусовые растения в терракотовых горшках
  • белые стены
  • плавательный бассейн
  • садовая мебель

Цветовая палитра средиземноморского сада

Цвета средиземноморского стиля: бежевый, песочный, терракотовый, белый, лазурно-голубой, синий, желтый, оранжевый, красный.

Аксессуары средиземноморского сада

  • терракотовые горшки
  • белая штукатурка
  • беседки в виде пергол с навесом либо зонтиков
  • мозаика в мощении
  • крашеные деревянные скамьи
  • комнатные растения на террасе
  • ставни на окнах


Сад в стиле хай-тек

Сад в стиле хай-текСтиль хай-тек – это стиль сада для занятых людей. Для создания элементов хай-тек сада используются современные материалы, а именно: поликарбонат, композитные материалы, стекло, металл, пластик и т.д. Уникальность сада достигается путем создания интересных конструкций, оригинальных форм растений и способа расстановки элементов декора.

Основные элементы сада в стиле хай-тек

  • контраст
  • хорошо обработанное дерево и бетон
  • стекло, металл, поликарбонат, современные композитные материалы
  • цветное ландшафтное освещение
  • современные светильники
  • цветной и белый гравий
  • мощение правильной геометрической формы
  • водоемы оригинальной формы, оправленные в металл либо бетон

Цветовая палитра сада в стиле хай-тек

Цвета стиля хай-тэк: серебристый, белый, кремовый, песочный, светло-серый, зеленый, синий, фиолетовый. Для акцентов используются: оранжевый, красный, желтый, черный.

Аксессуары сада в стиле хай-тек

  • светильники на солнечных батареях, светодиодные лампы и столбовые фонари
  • абстрактная скульптура
  • цветы в контейнерах четкой геометрической формы, уличные вазы
  • шары, кубы, столбики из металла, стекла, керамики
  • зеркала в саду
  • компакт-диски на ветвях деревьев
  • ограждение из профнастила


Стиль модерн (арт-нуво)

Сад в стиле модернСтиль модерн известен своими обтекаемыми формами. Это эстетический и изысканный стиль. Как правило, в саду в стиле модерн большее внимание уделяется малым архитектурным формам и структуре, а не растениям. Стиль модерн, иначе — арт-нуво, создает впечатление элегантности и дороговизны. Особенностью этого стиля являются извилистые, плавные, дугообразные линии.

Основные элементы сада модерн

  • простота и плавность линий
  • повторение элементов декора (рисунок должен повторяться в разных элементах дизайна: в дорожках, в посадках растений, орнаменте на постройках и т.п.)
  • единство стиля дома и сада
  • ручей либо фонтан, либо отсутствие водоема
  • много акцентов
  • современные материалы

Цветовая палитра сада модерн

Цвета стиля модерн: шоколадный, черный, красно-коричневый, бежевый, темно-серый, серебристый, розовый, синий, фиолетовый, белый. Контраст создадут: желтый, красный, цвет фуксии.

Аксессуары сада в стиле модерн

  • для мощения используют крупные плиты, тротуарную плитку, брусчатку, садовый паркет, природный и искусственный камень
  • мебель и контейнеры для цветов (из бетона или терракоты) со строгими очертаниями
  • скамейки, беседки, фонари и ограды должны содержать кованую основу с характерным для модерна растительным орнаментом
  • фигурки птиц, насекомых под бронзу

Садовый минимализм

Садовый минимализмСадовый минимализм пришел к нам из интерьера. Он подразумевает под собой простоту и лаконичность дизайна. Но реализовать этот ландшафтный стиль в саду не так уж и просто. Ведь нужно очень постараться, чтобы, имея в распоряжении минимум составляющих, максимально выразить идею.

Основные элементы садового минимализма

  • участок-студия
  • линиями распределения зон являются перепады уровня
  • четкие и ровные линии дорожек
  • фактурные материалы
  • лестницы различной формы
  • водоем геометрической формы

Цветовая палитра садового минимализма

Цвета ландшафтного стиля минимализм: серебристый, кремовый, белый, бежевый, светло-терракотовый.

Аксессуары стиля садового минимализма

  • валуны
  • шары
  • зеркала
  • абстрактная скульптура
  • светильники
  • легкая, прозрачная садовая мебель из пластика или алюминия

Источник: vip-dek.ru

№1. Классический стиль (регулярный, французский)

Классический стиль ландшафтного дизайна – это строгая симметрия, четкие и геометрически правильные формы в планировке участка, безупречно подстриженные кустарники и деревья. Тут нет места натуральности дикой природы – на первое место выходит демонстративная искусственность.

Основные черты:

  • прямые аллеи, строгие формы клумб, деревьев и водоемов. Фонтаны или другие водоемы располагают в центре участка или в середине какой-то композиции, беседки ставят на пересечении садовых дорожек;
  • подходит для больших участков (площадью более 15 соток);
  • могут использоваться любые цвета, но оттенки должны быть мягкими. Применяются все природные материалы, в т.ч. камень и дерево;
  • предпочтение отдается топиарным растениям. Можно высаживать липу, шаровидную тую, пирамидальный тополь, клен, пирамидальный можжевельник, а также девичий виноград, сирень, спирею, жасмин. Из цветов подойдут розы, бегонии, флоксы и сальвии. Если хочется создать на участке плодовый сад, то лучше высаживать деревья в виде аллеи;
  • беседки должны быть круглой формы, могут имитировать древнегреческий портик, можно использовать литые или деревянные перголы, кованые скамьи. В качестве украшения подойдут античные скульптуры, каменные шары, классические колонны, арки, греческие вазоны на ножке.классический стиль ландшафтного дизайна

№2. Английский стиль (пейзажный)

Стиль предполагает полную естественность и отсутствие строгих форм, отказ от геометрически правильных фигур и полное слияние с окружающей природой. Он воссоздает атмосферу дворянских усадеб XIX столетия, пропитанных романтикой. Стиль предполагает разумное вмешательство в природу и учет региональной растительности – работа человеческих рук по облагораживанию участка не должна выделяться, как в случае с регулярным стилем.

Основные черты:

  • извилистые дорожки, водоемы естественной формы, кажущееся отсутствие упорядоченности. Тем не менее, участок в английском стиле потребует такого же постоянного и тщательного ухода, как и любой другой, а газон, важнейший элемент стиля, всегда должен быть подстрижен и поддерживаться в аккуратном виде;
  • пейзажный стиль полноценно можно воссоздать на достаточно просторных участках, площадью не менее 12 соток. Владельцы более скромных территорий смогут обустроить лишь какую-то часть своего участка в английском стиле;
  • преобладающий цвет – зеленый во всех оттенках, серебристый;
  • кроме газона, часто используется вертикальное озеленение, а часть ограждения или фасад дома могут быть увиты лианами. Участки в английском стиле буквально утопают в цветах, можно использовать мальвы, розы, анютины глазки, а также тюльпаны, крокусы и нарциссы. Цветы желательно высаживать группами и делать пышные композиции. Обязательно использовать можжевельник, тую или самшит, также подойдут декоративная ива, бузина, жасмин;
  • дорожки делаются только из натуральных материалов: камень, спилы деревьев. Украшением участка станет небольшой водоем с кувшинками или лилиями, мостик через пруд, скамейки из натуральных материалов, а также беседки, арки и решетки, увитые растениями, старинные предметы.пейзажный стиль ландшафтного дизайна 5

№3. Деревенский стиль (кантри)

Стиль кантри сегодня является одним из самых популярных в обустройстве загородных участков, а широкое распространение заслужил благодаря простоте создания, естественности и непринужденности. Деревенский стиль – это отсутствие строгих линий, да и строгих правил в обустройстве, полная свобода творчества. Главное, чтобы в итоге получился уютный участок, напоминающий о сельской жизни.

Основные черты:

  • возможность обустройства на участке любой площади. Основное требование – созданный ландшафт должен радовать глаз и поднимать настроение, быть подходящим как для отдыха, так и для выполнения садовых работ;
  • яркие цвета и натуральные материалы: древесина, камень, гравий, металл, брус, вагонка, лоза;
  • для озеленения используют плодовые деревья (яблоня, вишня, слива), вьющиеся, яркие и лекарственные растения (мята, чабрец, бархатцы, тимьян), а также различные кустарники (боярышник, калина, черемуха, сирень). Желательно подбирать растения, требующие минимального ухода;
  • украшают участок декоративными колодцами, живой или плетеной изгородью, деревянными или металлическими скамейками, колесом телеги, перевернутыми глиняными горшками, старыми кадками, деревянными бочками, бревнами, скворечниками, оригинальными клумбами, аксессуарами ручной работы. Приветствуются фигурки в виде домашних животных и птиц;
  • если на участке будет водоем, то он должен быть максимально естественным. Например, поросший камышом пруд или небольшой пристенный фонтанчик.деревенский стиль ландшафтного дизайна

№4. Средиземноморский стиль

Сады южных стран очаровывают своей красочностью, сочетанием цитрусовых и хвойных растений, живописными водоемами. Субтропическую растительность можно будет использовать только в самых южных регионах страны, в остальных же случаях придется очень постараться, чтобы придать участку средиземноморский оттенок: для этого подбираются адаптированные под более суровый климат аналоги субтропических растений и используется целый ряд дизайнерских хитростей.

Основные черты:

  • стиль идеально подойдет для рельефных участков. Если же природных холмов нет, то необходимо будет создать стенки, лестницы и террасированные склоны. Зонировать территорию можно с помощью живых изгородей, а южную часть участка выделить под патио;
  • средиземноморский стиль – самый красочный и живописный из всех, ему свойственно богатство красок и пышность зелени. Используются песочный, белый, лазурно-голубой, оранжевый, синий цвета;
  • широко применяется природный камень, морская галька, мраморная крошка, ведь зачастую средиземноморские сады располагаются около моря и имеют каменистый характер. Садовая мебель выполняется из искусственного ротанга, дополняется подушками с чехлами в бело-синюю полоску, можно использовать зонты, шезлонги, кресла-качалки;
  • в идеале стиль предполагает использование пальм, оливковых деревьев и цитрусовых. Заменить их можно на вечнозеленые растения (можжевельник, туя, тис, сосна, ель), можно высаживать самшит, магнолию, кизильник и калину, подойдет также лох серебристый, часто именуемый в народе оливой. Нельзя обойтись без пестрых клумб и пряных трав. Кроме того, важная черта стиля – оригинально постриженные деревья и кустарники. Яркие растения фиолетового, красного, синего, оранжевого цветов можно высаживать группами. Беседки, перголы и навесы могут быть дополнены вьющимися растениями (девичий виноград, жимолость);
  • украшением могут стать кованые и деревянные скамейки, амфоры, садовые фигуры в виде старинных сосудов, мозаика в мощении, терракотовые горшки, ставни на окнах;
  • бассейн, ручьи, каскады и фонтаны – неотъемлемая часть стиля.средиземноморский стиль ландшафтного дизайна 4

№5. Стиль хай-тек

Современный стиль хай-тек предполагает воплощение смелых ландшафтных фантазий. Используются новые материалы, растения с необычными листьями, оригинальные аксессуары. Требований к симметричности или асимметричности нет. Это сад для занятых людей, так как требует минимум ухода.

Основные черты:

  • подходит для участков любых размеров и конфигураций;
  • преобладание современных материалов, в числе которых поликарбонат, пластик, стекло, металл, может использоваться бетон и хорошо обработанное дерево. Для дорожек подойдет цветной и белый гравий. Цветовая гамма включает серебристый, белый, песочный, светло-серый, зеленый и синий оттенки, для акцентов используются красный, желтый и оранжевый цвета;
  • растения заключаются в контейнеры и вазы строгих геометрических форм. Используются деревья и кусты с четкими формами крон, например, кипарисы и пирамидальные ели, а самшиту и туям садовыми ножницами придаются строгие геометрические формы. Приветствуется газон, групповые посадки из солитеров, а пестрым цветам тут не место;
  • среди аксессуаров важное место отведено светильникам, они должны быть современных, даже немного футуристических, форм, приветствуется цветное ландшафтное освещение, использование светодиодов и светильников на солнечных батареях. Контрасты – важная деталь стиля. Украсить участок можно абстрактными скульптурами, шарами и кубами из металла и стекла;
  • водоемы должны быть оригинальных форм, обрамляться бетоном или даже металлом.стиль хай-тек ландшафтного дизайна 2

№6. Стиль модерн

Модерн – это извилистые обтекаемые формы, элегантность и дороговизна. Большее значение тут имеют даже не растения, а малые архитектурные формы и аксессуары. Сад в стиле модерн потребует серьезного и постоянного ухода, все элементы в нем должны быть не просто декоративными, но и функциональными.

Основные черты:

  • дугообразные линии и формы, как бы перетекающие друг в друга. Приветствуется повторение одного и того же рисунка в разных элементах участка: дорожках, клумбах, орнаменте на фасаде здания. Центральный элемент участка – дом, от которого по спирали, как планеты от солнца, расходятся остальные элементы;
  • преимущество натуральных материалов, в т.ч. камня, темного дерева и металлической ковки. Для мощения тропинок применяют тротуарную плитку, брусчатку, камень, садовый паркет;
  • цветовая палитра включает шоколадный, черный, бежевый, белый, синий, серебристый и фиолетовый оттенки, для контраста используют желтый и красный цвета;
  • используются растения с острой формой листа и вьющиеся растения (хмель, девичий виноград), высаживаются группами, можно использовать деревья с причудливой формой кроны;
  • скамейки, беседки, ограды и прочие элементы садового дизайна по возможности должны содержать кованые элементы с растительным орнаментом. Участок можно украсить фигурками животных и птиц, выполненных под бронзу;
  • на участке можно организовать ручей или фонтан, но отсутствие водоема не является проблемой.стиль модерн в ландшафтном дизайне стиль модерн в ландшафтном дизайне 2

№7. Стиль минимализм

Садовый минимализм полностью повторяет идеи аналогичного стиля, используемого в интерьере. На первый план выходит простота и лаконичность форм, минимум деталей, но организовать участок подобным образом не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь при минимуме составляющих необходимо полностью раскрыть вложенную идею.

Основные черты:

  • подходит для участков любого размера, даже для самых крохотных площадью 3 сотки. Обязательно предусматривается зонирование;
  • необходимы строгие формы, но это не значит, что в саду должна царить симметрия и регулярность. Садовые дорожки делают прямыми, стиль диктует отказ от многочисленных хозяйственных построек, а патио, лестницы и подиумы, наоборот, приветствуются;
  • цветовая гамма сдержанная, используются белый, серебристый, кремовый и светло-терракотовый оттенки. Приветствуются мощения оригинальной формы;
  • используемые материалы могут быть природного или искусственного происхождения, а важнейшим требованием становится использование только одного материала для всех построек и некоторых элементов сада. Например, если выбран кирпич, то из него должен быть построен дом, выполнены дорожки и забор;
  • четких требований к растениям нет. Можно использовать иву, березу, клен, хвойные и плодовые деревья, из кустарников подойдут форзиция, снежноягодник, спирея. Отлично будет смотреться вертикальное озеленение, из цветов подойдут ромашка, ирисы, злаки, папоротник, примула, бархатцы;
  • в качестве украшения подойдут крупные валуны, выразительные коряги, зеркала, шары из металла, необычные инсталляции. Мебель максимально простая и удобная (подойдет пластик и алюминий), беседка может быть выполнена в виде навеса;
  • водоем правильной геометрической формы.минимализм в ландшафтном дизайне 2

№8. Эко-стиль в ландшафтном дизайне

Эко-стиль – это максимальная естественность. Вмешательство человека должно быть таким, чтобы сад выглядел, будто бы он создан самой природой. Уход за участком минимальный, при обустройстве во внимание необходимо принимать особенности местности и обыгрывать их. Если территория равнинная, то создавать холмы ни к чему – необходимо подчеркнуть красоту имеющегося.

Основные черты:

  • никаких требований к площади и конфигурации участка не выдвигаются, ведь естественная природа – это многоликое разнообразие;
  • цвета эко-стиля – все природные, используемые материалы – натуральные. Отлично смотрится прерывистое мощение с травой, мостики из досок и бревен. Дорожки из гравия, камня, коры выполняют по возможности без бордюров или максимально скрывают последние;
  • подбирать растения стоит из принципа минимального вмешательства в природную флору местности, можно сочетать дикорастущие растения и садовые цветы, высаживать лужайки из полевых цветов, использовать лесные растения;
  • в ход идет грубоватая мебель, можно обустроить подобие шалаша. В качестве аксессуаров используются пни, коряги, поделки из лозы;
  • пруд естественной формы, наличие в нем живых обителей – огромный плюс.эко-стиль в ландшафтном дизайне 2

№9. Японский стиль

Сад в японском стиле – это простота с большим вниманием к деталям, ведь каждый элемент тут имеет скрытый смысл. Создание подобного ландшафта – это целая философия, и в итоге сад должен располагать к созерцанию и умиротворению. Главные элементы стиля – камни, вода и растения, причем именно те, которые являются характерными для конкретной местности.

Основные черты:

  • уравновешенность всех компонентов сада, отдельные зоны должны быть неправильной формой, переходы между ними плавные. Во всем ценится асимметрия: ни один из элементов не должен повторяться по величине, форме или цвету;
  • размер участка может быть абсолютно любым;
  • цветовая гамма очень сдержанная, яркие пятна используются по минимуму. Приветствуется использование массы оттенков одного цвета. Базовыми считаются серый, зеленый, белый и коричневый;
  • основные материалы – камень и растения, могут использоваться пошаговые дорожки и комбинированное мощение, очень хорошо смотрятся бамбуковые изгороди;
  • в качестве основных растений можно использовать сосну и можжевельник, тую, вишню, сливу, декоративные яблони, клены и те породы, которые дают холмообразные кроны. Среди кустарников подойдут спирея японская, айва японская, разные виды рододендронов, девичий виноград. Разнообразить ландшафт можно папоротником, злаками, бузульником, пионами и ирисами;
  • отличное украшение участка – беседка в виде «чайного домика», сады камней, «сухие» ручьи, каменные фонари и скамьи, канаты, корни, извилистые коряги, изделия из бамбука и белой керамики, садовые ширмы. Важная деталь стиля – мостики над водоемами и «сухими» ручьями;
  • вода обязательна, в любом виде. Это могут быть прудики, фонтаны, ручейки или просто чаша с водой.японский стиль в ландшафтном дизайне 5

Источник: remstroiblog.ru

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой. Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль 
Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

— камни;

— вода;

— растительность;

— архитектурные сооружения.

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам — «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады  

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм. Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Английский стиль

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу. Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

— французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

Французский сад

— французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

— французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом. Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

Итальянский

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации. Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

— каменные, райские, чайные и прогулочные;

— цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Японский стиль

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

— вода;

— камни;

— садово-парковая архитектура;

— садовые мостики;

— каменные фонари;

— цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

— заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

— деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

— живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

— Кэнроку-эн (Канадзава);

— Кораку-эн (Окаяма);

— Кайраку-эн (Мито).

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

— камни;

— вечнозеленые деревья и растения — преимущественно, корейский кедр и бамбук;

— природные ручьи, водопады;

— искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

корейский стиль сада

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей. Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

— Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

— Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

— пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

— обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

— применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

— различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

Персидский

— архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

— обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»). Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

 Испанский

— небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

— ароматные цветы и душистые травы;

— фруктовые деревья;

— искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

— объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

— системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе — бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.  

Источник: dizaynland.ru

1. Регулярный стиль

Стили парковРегулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».

Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
  • Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

2. Пейзажный стиль

Стили парковВ начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы».

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

  • Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
  • Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
  • Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
  • Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
  • Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
  • Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
  • Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

3. Мусульманские сады

Стили парковВсе в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение.

Наиболее законченно и полно идея райского сада – «чор-багх» – воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов. Примером могут служить мавзолей Хумаюна XVI века и Тадж-Махал XVII века .

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским . Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами

4. Пейзажные сады Китая

Стили парковКитайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах . Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

5. Японские сады

Стили парковТрадиционной религией Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.

Расширение внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и Кореи. Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни.

С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков – синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца:

  • мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
  • изогнутая черепица – облака,
  • пагода – храм,
  • дракон – вода,
  • золотые карпы в водоеме – дети дракона,
  • бамбук – стойкость, терпение,
  • сосна – долголетие,
  • лотос – мудрость (символ Будды),
  • сакура – стойкость, духовная красота,
  • камелия – осторожность…

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.

Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад . Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.

Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке.

Почему же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века. Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к восточной культуре, к восточным философским и духовным системам. Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…

В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

Источник: http://www.biolokus.ru/

Источник: domir.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.