Сирень на солнце
Ну, казалось бы, какая связь между картиной Клода Моне «Сирень на солнце», ВЧК и популярным прозвищем «Железный Феликс» ?! На первый взгляд – никакой! На второй – тоже. А вот на третий мозг почему-то начинает вытягивать слабые и тонкие, но заметные связующие нити. И чем забавнее их путь, тем крепче эти нити кажутся. Сначала хотел было, воспользовавшись находкой этих странных связей, подкинуть своим читателям загадку – мол попробуйте сами пройти вслед за мной по этому лабиринту, но потом подумал, что у каждого в мозгу свой лабиринт, и выход может оказаться в совсем противоположном месте. Поэтому решил никого не утруждать и сразу же выложить свой секрет.
Это здание на Большой Лубянке до 1918 г. принадлежало страховому обществу «Якорь», о чем до сих пор свидетельствуют фирменные барельефы на его фасаде.
В конце марта 1918 г.
да перебралась ВЧК, а ее глава Феликс Дзержинской обосновался в его самом шикарном кабинете. Вокруг и рядом было еще несколько зданий страховых обществ, которые оккупировали чекисты, но самый удобный и величественный кабинет был, вероятно, именно в этом.
В завоеванное наследство от страховщиков чекистам достались мебель и сейфы. Страховщики, как сами понимаете, были люди денежные, и сейфы себе поставили высшего мирового качества.
Говорят, что одна из этих мощных железяк и дала Феликсу прозвище Железный. Сам-то я в этот анекдот-легенду не то что не очень-то верю, а не верю совсем, но поскольку это факт тысячекратно рассказанный, а посему как бы фантастически-реальный, выбрасывать его из своего лабиринта не стану, и на всякий случай кратенько повторю.
Сидел как-то Дзержинский в своем шикарном кабинете, доставшемся ему от бывшего директора страхового общества, смотрел на грандиозные сейфы и размышлял о чем-то своем, революционном, и смотрел не в окно, а на грандиозный капиталистический сейф.
А мимо окна в это время шел злодей, который взял да и швырнул в окно то ли бомбу, то ли гранату. Дзержинский же был быстр не только на расправу, но и в движениях, поэтому, заметив метательный снаряд, бросился к железному сейфу за спасением. Тут варианты рассказов о чудесном спасении у разных рассказчиков не совпадают. Все, видимо, зависит от степени сохранности остатков скрытого подобострастия, которое они сохранили по отношению к вождю ВЧК.
bsp;Одни говорят, что он молниеносно укрылся в самом сейфе, захлопнув тяжеленную дверь, другие утверждают, что спрятался в уголке за распахнутой дверью. Как бы там ни было, вот с тех пор, как утверждают веселящиеся выдумщики, Феликс и стал Железным.
И причем, спросите, здесь Клод Моне и его солнечная сирень?
А вот причем. Где стоял сейф, который дал звучное имя Феликсу ? Правильно в кабинете. А кому раньше принадлежал этот кабинет да и, вероятно, все здание?
Тут-то и ждет нас крутой поворот в лабиринте. Потому, что мало кто знает и помнит имя директора страхового общества «Якорь».
А был им крупнейший меценат своего времени Сергей Иванович Щукин, с биографией и деяниями которого настоятельно рекомендую познакомиться. Некоторые, вероятно, вновь начнут попрекать меня упоминанием всуе имени Клода Моне. А зря. Ведь именно Сергей Иванович Щукин за относительно короткое время создал богатейшую коллекцию западно-европейской живописи, которую в 1909 г. открыл для бесплатного обозрения публикой. И первой картиной, которую он приобрел, была "Сирень на солнце" Клода Моне.
В 1918 г. Щукинский музей на Б.Знаменке был национализирован декретом СНК. Собственно, этот декрет и подтолкнул меня к путешествию по этому несложному лабиринту.
«Созданный на основе коллекций С.И.Щукина и И.А.Морозова Государственный музей новой западной живописи просуществовал до 1948 г. После его ликвидации фонды были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им.А.С.Пушкина».
Но это уже вход в другой лабиринт.
А пока заглянем в музей. Полезно.
Кому-то может и понравится это блуждание по вымышленному "лабиринту". Если что не так, поправьте.
Источник: abc1918.livejournal.com