Звериные следы на снегу


Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу.

Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной.


Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.

С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки.


Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер).

Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих). Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится — старый, ему более суток.

Следы лисы

Следы кабана на снегу

Следы козы

Волчий след на земле

Следы рыси

При передвижении шагом или рысью звери переставляют конечности крестообразно: вперед выносится передняя правая и задняя левая лапы, затем другая пара.
и медленном шаге передняя конечность зверя касается земли чуть раньше задней, а при передвижении рысью передняя и задняя конечности противоположных сторон опускаются на землю одновременно. При медленном шаге отпечатки задней лапы остаются несколько позади и сбоку от отпечатка передней. При среднем шаге зверь ставит заднюю ногу в отпечаток передней. При крупной рыси отпечаток задней ноги может располагаться несколько впереди передней линии. Следовательно, по рисунку отпечатков можно судить, медленно или быстро передвигался зверь. Иноходь — движение, при котором животное перемещает одновременно обе правые или обе левые конечности (иногда лошади, медведь).

Четкие отпечатки следов бывают только на плотном мокром снегу, на иле и на мягкой глине. На сыпучем грунте или рыхлом снегу следы зверей составляют ряд бесформенных ямок без когтей и пальцев.

Следы медведя

Волчий след на снегу

Следы кабана на земле

Следы оленя

если надо то заходи вот сюда: http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=41

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Потаски, поволоки и выволоки, двухчетки и четырехчетки, пальцевые мякиши, вздвойки, аллюр, наслед… Вот уже второй месяц, как мы с головой погрузились в увлекательное ремесло следопыта, рассматриваем отпечатки звериных лап на снегу и проводим по ним зимний маршрутный учет.


На первый ЗМУ мы ходили еще в ноябре. Было пасмурно, срывался снег, и в лесу, под тенью вековых деревьев казалось, что в тот день даже не рассветало. Мы шли на лыжах, шли медленно, потому что за неделю все вокруг был истоптано зверями, следы которых надо было отметить, и приходилось часто останавливаться.

ЗМУ – это количественный учет животных, обитающих в данной местности, который проводится на установленном маршруте на основе отпечатков на снегу. Его проводят каждую зиму уже почти сто лет в охотничьих угодьях и на особо охраняемых природных территориях для того, чтобы рационально планировать промысел, где он разрешен, охранять ценные виды, узнавать и анализировать данные о миграциях животных. С помощью ЗМУ определяют плотность населения зверей по оставляемым ими следам, так как за основу методики принято, что среднее число пересечений маршрутом следов животных прямо пропорционально плотности населения вида.

В окрестностях нашего кордона пролегает маршрут учета длиной 12 километров. Сначала идешь в одну сторону, записываешь и затираешь все следы, оставленные зверьем за неделю (на учет с середины ноября до конца декабря необходимо ходить каждые 7-10 дней). Затем, на другой день после ночевки в избе, идешь обратно по лыжне и считаешь свежие, суточные следы, которые животные успели оставить за вечер, ночь и утро.


По окончании учета заполняешь специальный бланк, где указываешь высоту снежного покрова и погодные условия в эти два дня, пишешь сколько и каких следов млекопитающих видел, видел ли тетеревиных птиц (здесь учитывается только визуальный контакт, а не следы), а также отмечаешь, сколько замечено переходов лосей и оленей. Последние два зверя совершают сезонные миграции из тех мест, где выпадает более полуметра снега, в менее снежные районы, чтобы в зимнее время удобнее передвигаться и добывать пропитание.

На второй день, когда мы вышли на лыжню, небо оказалось неожиданно ясным. Занималась заря, рассветные краски проглядывали сквозь тайгу. Вместе с восходом начало холодать. Мы явно ощущали на себе, как падает температура, а солнце очень долго не показывалось. Все время мы видели лишь цветные отголоски рассвета, и только через половину пути сам диск начал маячить сквозь деревья, оставляя россыпь блесток на золотистом снегу.

Когда пришли к месту обеда на берегу Шежыма, небо над горизонтом затянули легкие облака, которые отражались на зеркальной поверхности незамёрзшей части реки. По дороге сюда встретили следы зайцев, соболей и горностая, а также отпечатки лап и крыльев хищной птицы, которая охотилась за полевками. На протяжении всего пути нас сопровождали суетливые следы грызунов, некоторые из которых долго бежали прямо по насту лыжни, но их нам учитывать не надо.


Если с беличьими и заячьими трапециевидными четырехчетками (отпечатки всех четырех лап сразу) все понятно, так же как и со следами лосей, оленей и крупных хищников типа росомахи, которые встречаются редко, то вот с маленькими куньими все не так просто. Они покрывают небольшие расстояния и оставляют в местах жировок много следов, которые петляют, пересекаются, находят друг на друга.

Там, где обитает выдра, может встречаться и норка, ведущая полуводный образ жизни, а там, где кормится ласка, ходит и горностай. По этим же местам путешествует соболь. Отпечатки у животных одного вида могут отличаться между собой в зависимости от пола, возраста и характера снежного покрова. У самцов следы больше, прыжки длиннее, у самок – меньше и короче. На пухляке следы будут неясными и глубокими, по насту – четкими, но поверхностными. От способа передвижения зверей их следы меняются от двухчетки во время прыжков до четырехчетки во время спокойного шага.

Ласки и горностаи очень маленькие и легкие, поэтому глубоких следов на снегу не оставляют, а по насту могут идти вообще незаметно. Их следовые дорожки суетливые, волнообразные. При этом ласка ставит лапы ровно, а горностай по косой линии. У ласки и горностая следы гораздо меньше соболя и могут быть с потасками – бороздками на снегу от волочащейся по нему добычи.

Соболь же ходит чисто, поволок и выволок от лап у него почти никогда не бывает, а добытую пищу он съедает на месте и, как правило, никуда не несет.
к, во время прошлого учета мы дважды видели места кормления соболя – на пеньке были оставлены округлые отпечатки лап, экскременты хищника и кишечник пойманной и съеденной им полевки. Соболь, как мы видим на нашем маршруте, любит поджидать своих жертв на насте лыжни, через которую грызуны вынуждены перебегать, потому что мы утрамбовали лыжами их подснежные норки.

У соболя широкие лапы, хорошо приспособленные к снегу, и его отпечатки большие, несоразмерные телу, из-за обилия меха вокруг лап. Чаще это двухчетка с выдающейся вперед то левой, то правой лапой, которые, в отличие от куниц, всегда стоят параллельно друг другу. Соболь часто метит территорию, и нам то и дело приходится объезжать лыжами кучки его экскрементов.

Следы выдры легко отличить, она ходит в основном по льду и вдоль берегов рек, в которых обитает, иногда ее хвост чертит полосу между четверками пятипалых лап. Когда выдра вылезает из воды, она сушит свой мех, выжимая его о снег, оставляя следы с раскатами. По снегу выдра ходит плохо, имеет большой вес и короткие ноги, от этого часто проваливается и оставляет за собой сплошную борозду, а не единичные отпечатки.

В первый день календарной зимы мы отправились на очередной зимний маршрутный учет, прошли почти половину пути и на шестом километре вдруг увидели глубокие круглые отпечатки зверя, шедшего прямо по лыжне. За два километра до этого наш путь уже пересекали лоси, оставляющие подобные округлые ямы в снегу, пробитые до самой земли. Часто в таких ямках можно увидеть следы узких заостренных копыт средних пальцев. Лоси истоптали нам всю лыжню, топтались и около нее, а потом ушли в лес в западном направлении.


Когда подошли к очередным глубоким следам на лыжне, я на автомате сказала: «Еще один лось, пошел вверх по лыжне», и мы не стали сразу останавливаться, продолжили движение по следам, чтобы увидеть, где зверь сошел с тропы. Но с каждым метром становилось все очевиднее, что это не лось. В этих следах не было отпечатков копыт, они не уходили в глубину до самой земли, хотя видно, что зверь проваливался, но главное – при общем взгляде на четыре отпечатка всех лап стало очевидно, что животное, прошедшее по лыжне, – косолапое.

– Это никакой не лось, – пока эти мысли проносились у меня в голове, Лёша успел их озвучить. – Это медведь!

Медведь в начале декабря. Несколько минут мы простояли на месте, соображая. Все медведи уже должны спать, значит, велика вероятность, что следы оставил шатун, встреча с которым никогда не заканчивается ничем хорошим для человека. Шатуны голодные и злые, они ищут пищу и добывают ее любой ценой. Мы видели по следам, что медведь преследовал какого-то другого зверя поменьше, тут и заяц топтался, и кто-то из куньих, но в следовой неразберихе трудно было понять, кого именно искал медведь. Следы его уходили на запад в лес. Мы оценили, что проходил он здесь накануне, максимум – дня два назад. Решили не рисковать и вернулись на кордон, планируя выждать время.


Знающие люди сказали, что, скорее всего, это не шатун, а просто медведь, еще не успевший лечь спать. Зима сейчас начинается все позднее, температуры не такие, как прежде, а снега успело упасть не так уж и много. Скорее всего, это проходной косолапый, который вот-вот и ляжет в берлогу. Бывший инспектор с нашего кордона отметил, что в этих местах медведи могут не ложиться до середины декабря и оставлять в это время пугающие следы на снегу.

Через два дня мы повторно вышли на ЗМУ. Было пасмурно и немного промозгло. По дороге встречались свежие следы зайцев и соболей, а старые отпечатки лосей и медведя никуда не делись, они слишком глубокие, чтобы их успел засыпать редкий в те дни снег. Но, что нас порадовало, новых косолапых следов не добавилось. Значит, медведь все-таки ушел, и мы спокойно продолжили учет.

Прямо по нашей тропе на середине маршрута прохаживалась росомаха. Ее крупные отпечатки шли по насту лыжни из леса до реки на протяжении почти километра. Следовая дорожка росомахи всегда прямая и целеустремленная, она не суетится, не метит каждый пень и каждый камень, как лиса. Ходит твердо, не проваливается, хоть она в три раза тяжелее лисы, но большие лапы росомахи созданы специально для того, чтобы долго ходить по снегу.


На следующий день ударил мороз, с утра температура неуклонно опускалась. Видимо, чувствуя похолодание, звери не спешили высовываться из своих укрытий, и в начале пути мы не видели никаких следов, шли без остановок и молча наблюдали, как светлеет небо и розовеет лес. Когда сделали привал на середине пути, градусник показал -15. От мороза, отсутствия снега и хорошей накатанности лыжня стала очень скользкой, и я на своих бескамусных деревяшках вспоминала все прелести лыжных походов по горам.

Между тем солнце поднялось над горизонтом и повисло в чаще леса ярко-красным огненным шаром, порой казавшимся мне чьим-то пылающим костром. Выше деревьев солнце подняться уже не может.

В тот день мы насчитали четырех белок, трех зайцев и три десятка соболиных пересечений. В пологе леса сначала услышала характерный музыкальный свист, а потом и увидела пару рябчиков. До этого во время ЗМУ боровую дичь мы не наблюдали. Пару глухарей видели еще до снега, а рябчиков – в конце октября. Может, во всем виноват шорох лыж, при котором сложно вслушиваться в звуки леса и реагировать на взмахи крыльев тетеревиных птиц.

Свежих следов медведя не обнаружили и окончательно успокоились.

Пришли домой к полудню. Через каких-то полчаса солнце спряталось за скалу, и еще час мы наблюдали красивый закат с разбросанными по небу мелкими ватными шариками облаков.

Источник: zen.yandex.ru

Классификация следов животных

Следы зверей можно классифицировать по различным признакам: величине, форме, характерным звериным дорожкам. Это существенно облегчает определение вида животного.

Средние и крупные звери

Отпечатки немаленьких млекопитающих увидеть и распознать легче всего из-за их размеров. Можно выделить основные типы следов диких животных:

След медведя

След лошади

  • Собачий: пятипалые лапы не оставляют следа пятого высоко расположенного пальца. Быстро бегающие в выносливой форме бега животные из семейства собачих оставляют крытые отпечатки по одной линии. Подушечки пальцев с когтями хорошо видны на грунте.
  • Медвежий. Сюда относятся средние или крупные звери: медведи, барсуки, дикобразы, медоеды. Они стопоходящие с голыми подошвами и длинными когтями. Как правило, оставляют крытые следы, причем размеры задних лап больше размера передних.
  • Куний: отпечатки наиболее хорошо различимы зимой. Представители куньих (соболь, куница, ласка) имеют вытянутое тельце и короткие лапы и оставляют характерный наслед: двухчетка, перемежающаяся с трех- и четырехчеткой.
  • Кошачий: хищники имеют стремительную форму бега, при которой сближаются следы четырех лап. У кошачьих нет следов когтей, так как они втягиваются.
  • Заячий: очень характерная следовая цепочка в виде буквы Т: отпечатки задних лап находятся перпендикулярно направлению движения зверька, а оттиск передних — позади них.
  • Ондатровый: полуводные млекопитающие типа ондатры и нутрии оставляют широкую дорогу отпечатков с короткими шагами. Следы ступней длинные, а на мягком грунте можно увидеть и канавку от хвоста.
  • Енотовый: следы енота схожи с ондатрой, но больше по размеру и имеют сильно разделенные пальцы. Это стопоходящее млекопитающее с развитыми когтями и пятипалыми передними лапами.
  • Лошадиный: следы ног лошади, осла и других представителей их семейства очень просто узнаются даже ребенком по отпечатку единственного «пальца», называющегося копытом.
  • Олений: сюда относят большое семейство парнокопытных млекопитающих (лесной олень, косуля, коза и т. д. ). Для них характерна следовая тропа с оттисками копыт третьего и четвертого пальцев.

Типы отпечатков маленьких млекопитающих

Следы небольших представителей фауны трудно обнаружить. Размеры отпечатков часто не позволяют как следует разглядеть их. Однако все же их можно классифицировать:

Как определить чей след на снегу

  • Тип землероек и мышей: малыши оставляют на свежем снегу парные следы с отпечатком хвоста. При рыси цепочка последовательная.
  • Ежиный: главная черта отпечатков лапок этого типа — длинные растопыренные пальцы. Они принадлежат мелким представителям фауны: ежикам, крысам, хомякам, слепушонкам.
  • Тушканчиковый: весьма узнаваемый наслед животного, которое передвигается «бипедальным», или «двуногим» бегом. Парные отпечатки, перпендикулярные направлению тушканчика, или же попеременные следы каждой из ног.
  • Беличий: следы-четырехчетки грызунов имеют трапециевидную форму.

Следы животных на снегу

Следы животных

Легче всего увидеть следы, конечно, на снегу. На покрытой белым покрывалом земле есть множество звериных и птичьих дорожек. Специалисты могут многое сказать про животное по обнаруженному следу. К примеру, что за зверь оставил оттиски своих ног, детеныш это или взрослая особь, здоровый он или больной, как быстро он двигался, куда бежал, как давно был в месте обнаружения отпечатков.

Чтобы определить свежесть следа, нужно поразмыслить и связать в одно целое определенные сведения: биологические характеристики зверя (повадки, суточная активность), особенности местности, состояние погодных условий на настоящий момент и некоторое время назад.

Например, если недавний отпечаток на ощупь не имеет тактильных отличий от снега вокруг, то можно сделать вывод, что его владелец недавно был здесь, так как грунт не успел затвердеть. Нужно учитывать, что крупные следы каменеют быстрее мелких.

Как понять чей след

Чтобы узнать направление движения, необходимы знания о постановке ног (лап) разных животных. Существуют также особые понятия — поволока и выволока. Это показатели различий между стенами следа для определения направления движения.

Поволока — это задняя часть отпечатка, выволока — передняя. Направление укажет сторона, где находится более крутой срез снега.

Источник: handf.mirtesen.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.