Малая архитектура


Малые архитектурные формы (МАФ) — это сооружения, предназначенные для архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры, создания комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории в целом. Малые архитектурные формы подразделяются на следующие типы (категории):

• декоративные — скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, декоративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии и др.;
• утилитарного характера — торговые киоски, скамейки, ограды и ограждения, указатели, знаки и др.

Малые архитектурные формы утилитарного характера, в свою очередь, подразделяются на следующие типы:

• МАФ, организующие рельеф и оформляющие отдельные участки территории — открытые лестницы, пандусы, откосы;
• устройства для размещения растений — цветочницы, трельяжи;
• искусственные водные устройства — бассейны, пруды, каскады, водопады, питьевые фонтанчики, водные карусели и др.;
• ограждающие МАФ — ограды, стенки, парапеты;
• устройства для отдыха — пляжи, оборудование площадок, павильоны, садово-парковая мебель;
• устройства для торговых и коммунальных услуг — киоски, палатки, ларьки, оборудование детских и хозяйственных площадок и др.


МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две группы:

• изготовленные по специально разработанным и индивидуальным проектам;
• изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

МАФ, изготовленные из типовых элементов, широко применяются в массовой жилой застройке, на ряде общегородских объектов озеленения. В настоящее время проектными организациями выпущены в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специальных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установкой на объектах по разработанному проекту.

Ограды и ограждения. Ограды служат для предотвращения хаотического Движения посетителей по объектам озеленения как общего, так и ограничен- ого пользования. Ограждения предназначены для защиты цветников, партеров, откосов и водоемов от повреждения. Придание оградам лаконичной легкости, применение современных декоративных материалов и индивидуальное решение их форм в зависимости от назначения объекта создают возможности выключения этого активного элемента благоустройства в единый парковый ансамбль наравне с другими сооружениями.


По высоте ограды подразделяются:

• на высокие, которые устанавливаются по границам парков, районных адов, выставок, ботанических садов, зоопарков, стадионов и объектов ограниченного пользования и имеют высоту 3…7 м;
• средние по высоте, которые устанавливаются по границам скверов, бульваров, обособленных участков крупных парков (городок аттракционов, участок автодрома, теннисные корты и т.д.), обособленных мест в системе улиц и проспектов и имеют высоту 1… 1,5 м;
• низкие, которые предусматриваются в особо важных местах садово-паркового объекта, у цветников, партеров, водоемов и имеют высоту 0,5…0,8 м.

Ограды и ограждения предназначены для длительного срока службы и должны быть выполнены из высококачественного и долговечного материала — металла и естественного или искусственного камня. При устройстве оград необходимо осуществить разбивку трассы в соответствии с проектом вертикальной планировки и произвести разметку стоек оград, закрепляя в соответствующих местах колышки.

Затем для высоких оград устраивают фундамент из железобетонного блока на него укладывают цоколь — элемент, на который устанавливается конструкция ограды. Укладку цоколя из блоков каменных пород производят на заранее выполненный фундамент из железобетонного блока. На цоколь устанавливают металлический каркас, в который крепят решетку и орнаментальные накладки с помощью болтовых соединений.


Ограды средней высоты делают из тех же материалов, однако чаще используют дерево и металлическую сетку с уголковым каркасом.

Для низких ограждений применяют каменные и бетонные бордюры, невысокие чугунные и металлические решетки, керамические фигурные блоки, кирпичную кладку.

Ограды следует устанавливать с учетом следующих требований:

• осевые линии ограды должны быть закреплены в натуре установкой колышков или створных знаков;
• траншея под фундаменты и цоколь должна быть вырыта траншейным или одноковшовым экскаватором с запасом по ширине до 10 см по обе стороны от оси и на 10 см глубже положения низа фундамента (для устройства песчаного слоя при недренирующих грунтах);
• сборные железобетонные элементы должны устанавливаться сначала с временным креплением, а затем зажиматься струбцинами до полного прилегания к стойкам в пазах. Затем несколько секций должны выверяться в плане по горизонтали и окончательно бетонироваться все стенки. Для крепления стоек должен применяться бетон марки не ниже М200 и морозостойкостью не менее 50;
• деревянные стойки должны иметь диаметр не менее 14 см и длину 2,3 м. Закапываемую в грунт на глубину до 1 м часть стойки нужно предохранять от загнивания при помощи разогретого битума или обжечь ее в огне до образования угольной корочки. Верхняя часть стойки должна быть заострена под углом 120°.


Ограды из стальной сетки выполняют в виде секций, устанавливаемых между стойками из труб. Секции крепят к стойкам путем приваривания их к закладным частям. Деревянные стойки пропитывают олифой или естественными красителями типа «морилка», сохраняющими естественную фактуру дерева, что хорошо сочетается с металлическими стойками из труб диаметром 60 мм. Стойки окрашивают в черный цвет.

Прочные низкие ограждения выполняют из стальных водопроводных труб диаметром 38 мм и скрепляют части конструкции тройниками на резьбе. Низкие ограждающие конструкции могут выполняться из камня и дерева и одновременно использоваться как скамьи или подпорные стенки с высадкой цветов на одном уровне с их верхним краем. Окраску металлических и деревянных частей оград необходимо производить нитроэмалевыми красками мягких, черных, коричневых, желтых, серых и белых тонов.

Рис. 7.1. Конструкция простейшего паркового мостика

Рис. 7.1. Конструкция простейшего паркового мостика: 1 — деревянные опоры (диаметром 100 мм); 2 — несущие балки (доска 200×50 мм), выпиленные по лекалу; 3 — боковая торцевая доска (50 х 38 мм); 4 — кирпичное основание; 5 — несущие боковые доски (100×50 мм), соединенные гвоздями с опорой; 6 — бетонное основание; 7 — металлический фиксирующий штырь; 8 — деревянная доска (50×38 мм); 9 — доска (200×50 мм); 10 — доски (100×50 мм); 11 — торец (50×38 мм); УВ — уровень воды


Мостики. Мостики (рис. 7.1) — это садово-парковые сооружения, предназначенные для соединения противоположных берегов водных устройств — ручьев, речек, оврагов. Конструктивными элементами мостиков являются:

• опоры и поддерживающее основание;
• полотно (пролет) для пешеходного движения;
• поручни из дерева.

Опоры и основание делают из камня или железобетона. Мостики устраивают открытыми и закрытыми (в виде трубопереходов).

Открытые пешеходные мостики сооружаются через водные протоки и бывают каменными арочными или висячими с верхней платформой в одном уровне с подходами к нему дорожно-тропиночной сети. При низких берегах ручьев, прудов мостики выполняются с высоко поднятыми пролетами (горбатые), под которыми возможно плавание на лодках.

Мостики (рис. 7.2) делаются из железобетона, дерева или металла по специально разработанным проектам. Полотно простейших мостиков делается из брусчатого настила. Брусья кладутся с зазором в 2…3 см перпендикулярно к оси и должны иметь скошенные ребра. Продольный уклон пешеходной части полотна составляет 80 %.


Рис. 7.2. Типы (а...в) садово-парковых мостиков

Рис. 7.2. Типы (а…в) садово-парковых мостиков

Закрытые мостики, или трубопереходы, устраиваются через открытые ливнесбросные и мелиоративные канавы, речки в лесопарках.

Трельяжи. Трельяжи (рис. 7.3) — это устройства, представляющее собой опору, выполненную из дерева или металла, в виде решетки, по которой устраивается вертикальное озеленение из вьющихся растений. Решетка может быть свободно стоящей или пристенной, с простым рисунком, так как с ростом и развитием растений она закрывается полностью. Трельяж служит для создания тихих уголков отдыха, ограждения хозяйственных площадок и узлов технических служб, прикрытия маловыразительных парковых участков и сантехнических узлов. Трельяж устанавливают на опорах, выполненных из металла или дерева. Опоры устанавливают в заранее выполненные фундаментные стаканы размером 400×400 мм на глубине 150 …200 мм от поверхности газона или дорожки. Деревянные и металлические элементы окрашивают нитроэмалевыми или масляными красками или прозрачным нитролаком.

Рис. 7.3. Схема простейшего трельяжа

Рис. 7.3. Схема простейшего трельяжа: 1 — кровля; 2 — скамья; 3 — «стакан»; 4 — болт; А — деталь крепления


Трельяжные щиты. Трельяжные щиты — это специальные устройства, представляющие собой наклонные сооружения разных форм, в основном из дерева. Щиты бывают арочные, Г-образные, прямоугольные, веерные.

Пергола. Пергола — это садово-парковое устройство, представляющее собой сооружение в виде арки, навеса, галереи. Пергола перекрывает часть площадки, где размещаются места отдыха, а также садовую прогулочную дорожку. Пергола представляет собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, решеток, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой. Несущими опорами служат столбы из металла, дерева, бетона, кирпича и камня. В плане на чертеже перголы по форме могут быть круглой, криволинейной, ломаной, извилистой и плавной форм. Наиболее распространенными являются перголы:

• выполненные из дерева, со столбами-опорами и обрешеткой;
• с металлическим каркасом стен-опор и верхней деревянной обрешеткой.

Примерный состав деталей пергол, выпускаемых некоторыми фирмами (например, фирмой «Эрхольц»):

• арка перголы;
• перемычка;
• столб;
• шпалера (или решетка)
• металлические анкеры;
• комплект скрепляющих устройств (метизов).

Высота пергол составляет 2,3…3,5 м, ширина — 2… 1,5 м; глубина (ниши) — до 1 м.


Перголы оформляются вьющимися или опирающимися растениями.

Беседки. Беседки — это легкие садово-парковые сооружения для отдыха посетителей. Беседки бывают разных форм. Наиболее распространенная беседка представляет собой сооружение в виде круга с четырьмя или шестью колоннами и куполообразной кровлей. В крупных парках беседки строят из бетона, кирпича, металла, дерева, камня на прочной фундаментной основе со сложной куполообразной крышей, часто покрытой кровельным железом.

Рис. 7.4. Конструкция простейшей беседки

Рис. 7.4. Конструкция простейшей беседки: 1 — доски (50 х 100 мм); 2 — обшивка из фанеры; 3 — кедровая дранка; 4 — доски (50×50 мм); 5— настил (150 х 150 мм); 6 — подвешенная балка; 7— доски (50×200 мм); 8 — решетка; 9 — рейка (25×50 мм); 10 — фундамент — бетонные опоры, закопанные в землю; И — стойка, закрепленная анкером; 12 — ступень лестницы; 13 — толстый бетон (100 мм); 14 — продольная балка (50×255 мм); 15 — стойка (100х 100 мм); 16 — перила; 17 — сетка, заключенная между отделкой (25×25 мм); 18 — стропила (50x 150 мм)

Рядом фирм изготавливаются беседки с 8-угольной купольной крышей (рис. 7.4), беседки овальной формы, застекленные беседки. Известны беседки типа «Классика», «Купол», «Пагода». Площади основания беседок — от 2,7 до 20 м2; высота — от 3,2 до 4,2 м.


Примерный состав комплекта таких беседок:

• фундамент — бетонный столбчатый и металлический анкер;
• пол — деревянный наборный щит;
• стены — решетчатые деревянные панели;
• потолок — деревянный щит;
• кровля — мягкая битумная черепица;
• покрытие — тонирующая пропитка, покрывная краска десяти оттенков;
• крепеж — металлические профили;
• деревянные детали — массив дерева хвойных пород.

В лесопарках беседки могут сооружаться из подручного материала: бревен, Досок, жердей, крышечной «дранки». Беседки могут быть изготовлены и собраны из камня, сборных железобетонных элементов размером 3,5х3,5 и 5×5 м. Беседку сооружают по специально разработанному проекту и рабочему чертежу с указанием объема работ, материалов, их номенклатуры и спецификации. Беседку размещают на ровном месте в соответствии с проектом вертикальной планировки.

Навесы. Навесы — это сооружения для кратковременного отдыха посетителей садово-паркового объекта и их укрытия от солнца и дождя. Они размещаются в местах скопления посетителей или у прогулочных дорожек, в местах ожидания общественного транспорта. К ним относятся легкие навесы, зонты с использованием синтетических цветных пленок, слоистого пластика, стеклошифера и других ярко окрашенных материалов. Все сооружения должны быть оборудованы удобными скамьями, урнами и щитами с визуальной информацией. Материал исполнения и цветовое решение, внешняя форма навесов должны быть увязаны с окружающей средой. Для изготовления теневых навесов могут быть использованы разнообразные материалы: металл, дерево, камень, железобетон, пластмассовые изделия, синтетические материалы.


Парковые (малые) павильоны. Парковые (малые) павильоны круглогодичного или летнего типа предназначены для обслуживания посетителей. К ним относятся летние кафе и буфеты, павильоны-читальни, павильоны для настольных игр, игротеки с игровыми автоматами, цветочные павильоны. Сооружаются павильоны по специальным проектам с применением строительных материалов: металла, железобетона, полимеров, пластмасс, дерева и стекла. В лесопарковой зоне павильоны строят из дерева по типу рубленой избы с резными складными частями, что позволяет органично вписывать их в лесной пейзаж.

Киоски. Они служат для оказания посетителям торговых и бытовых услуг. Предложена единая модульная система изготовления киосков различного назначения, что позволяет варьировать формой, назначением и единым энерго- и водоснабжением. В любом сочетании у киосков должна быть оборудована хозяйственная площадка, задекорированная трельяжами, для складирования тары. При оформлении киосков следует уделять большое внимание их цвету, освещению и рекламным надписям.

 

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Источник: landscape.totalarch.com

Определение и характеристики

Малые архитектурные формы используются в ландшафтном дизайне очень давно, с самого начала появления садов за крепостными стенами древних поселений и появления крупных городов как таковых.

Малые архитектурные формы — это конструкции, служащие для декоративного оформления и выполнения функциональной нагрузки в ландшафтном дизайне. То есть такие небольшие строения, сооружения и отдельные конструкции, кроме привлекательных внешних параметров могут обладать и практичностью, кроме эстетического часто имеют еще и функциональное назначение. К МАФ в целом относятся любые архитектурные элементы, которые дополняют те или иные строения и окружающую их среду.

По назначению малые архитектурные формы принято делить на:

  • универсальные, массового использования. К ним относятся урны, цветочные вазоны, уличные фонари, садовые скамейки и так далее;
  • декоративные МАФ. Всевозможные статуи, скульптуры, фонтаны, беседки, выложенные мозаикой борта бассейна, изящный мостик, переброшенный через искусственный ручей — все эти элементы служат в большей степени просто для украшения ландшафтного дизайна;
  • игровые и спортивные малые архитектурные формы. Качели, песочница, горка, шведская стенка — все это тоже МАФ, причем очень функциональные, позволяющие обустроить на территории и детскую и спортивную площадки.

Малые архитектурные объекты могут быть выполнены из самых разных материалов: металла, дерева, натурального или искусственного камня, кирпича или бетона. Одним из основных отличий таких объектов от обычных зданий и сооружений является отсутствие капитального фундамента.

Размер МАФ может быть очень разным — все зависит от размеров самого участка и от пожеланий и потребностей владельца. Так, фонтан на участке может быть довольно большим, а может представлять собой крохотный садовый фонтанчик.

В целом каждый вид малых архитектурных форм заслуживает подробного описания и отдельной статьи, попробуем хотя бы кратко перечислить основные типы малых архитектурных форм, которые чаще всего используются в оформлении придомовой территории.

Беседки, павильоны и ротонды

Из всех МАФ беседки и павильоны можно назвать одними из самых крупных и значимых объектов. Они часто занимают центральное место на участке, становясь излюбленным местом отдыха для хозяев, приема гостей, семейных обедов и торжественных ужинов.

Сегодня существует огромный выбор беседок в самых разных стилях: от простых квадратных открытых конструкций, до закрытых, полностью остекленных павильонов, которые могут использоваться не только летом, но и в холодное время года.

Беседки возводятся из самых разных материалов, одним из самых распространенных остается дерево, пользуются популярностью кованные металлические строения, а также надежные каменные конструкции. В любом случае стоит помнить, что беседка будет стоять на открытом пространстве, ее кровля должна выдерживать вес снега и вьющихся растений, которыми часто декорируют такие сооружения, а все части летнего домика должны обладать устойчивостью к внешним воздействиям, влаге и перепадам температуры.

Еще одна разновидность достаточно крупных, заметных малых архитектурных форм, которые могут быть возведены на придомовом участке и служить местом для приятного времяпрепровождения, является ротонда. От беседки она отличается тем, что всегда имеет круглую форму, колоннаду и купол, возводится из камня или бетона. Ротонда будет выглядеть уместно далеко не в каждом саду, ее лучшим соседом станет особняк в классическом стиле, а рядом с деревянным коттеджем она будет выглядеть как минимум странно.

Трельяжи, арки и перголы

Эти виды малых архитектурных форм относятся к конструкциям, которые возводятся специально для поддержки растений и без своих зеленых соседей выглядят слишком просто и скучно. Трельяж в ландшафтном дизайне — вовсе не зеркало с тумбой, а легкая садово-парковая решетка, использующаяся в качестве опоры для вьющихся растений.

Пергола — конструкция более основательная, обычно металлическая или созданная из надежного деревянного бруса, также служащая опорой для растений, в отличие от трельяжа или арки всегда имеет крышу. В целом, с перголой знакомы все, кто хотя бы однажды видел типичный дворик, увитый виноградом — опорой для лозы служит именно такая конструкция.

Перголы также обычно ставят над дорожкой, что позволяет создать уютную затененную зону. Если пергола достаточно большого размера, она может скрыть весь двор, под ней может расположиться зона отдыха с садовой мебелью. Такая конструкция способна заменить беседку — крыша, спрятавшаяся под зелеными растениями, защитит от дождя.

Садовые мостики

Изящная, чаще всего небольшая конструкция из дерева или металла, с перилами, может быть установлена как над водоемом — прудом или ручьем, созданными искусственно или уже имевшимися на участке, так и просто на дорожке.

Мостики, установленные над водоемом, выполняют свою основную функцию — позволяют перебраться на другой берег, а вот мосты, выстроенные на обычной прогулочной тропинке — строения с чисто декоративным назначением.

Барбекю

Место для пикника можно обустроить даже на самом крошечном дачном участке, непременным атрибутом такого уголка станет барбекю — печь, обязательно имеющая металлическую решетку, установленную над открытым огнем, которая служит для приготовления пищи на свежем воздухе. Конечно, можно выбрать максимально простую модель барбекю — металлическую, легкую, передвижную, не занимающую много места. Однако чаще всего владельцы достаточно крупных участков предпочитают соорудить настоящую печь из кирпича или другого огнеупорного материала. Часто барбекю соседствует с отдельным сооружением для хранения дров и различных кухонных принадлежностей.

Стоит учитывать, что, так как малые архитектурные формы — это не только функциональность, но и красота, то обычный железный ящик, который иногда служит хозяевам вместо стильного кованого переносного мангала, МАФом считаться все же не может — никакой эстетической нагрузки он не несет, хотя шашлыки жарит исправно.

Садовая мебель

Этот вид малых архитектурных форм отличается таким разнообразием, что перечислять все виды садовой мебели можно долго. Самый экономичный вариант — обычные стулья и круглый столик из пластика, которые столь часто используются в недорогих летних кафе. Более привлекательный, но и дорогой вариант — садовая мебель из ротанга, бамбука, другой натуральной древесины, обычно тика или лиственницы — они считаются наиболее стойкими к воздействию влаги и солнца.

К самым распространенным видам садовой мебели относятся всевозможные скамейки, которые могут располагаться вдоль дорожек, у бассейна, в беседке. Обычно их соседями становятся столы, большие или скромных размеров, а также стулья, кресла и шезлонги.

Кстати, к садовой мебели также часто относят различные зонты и тенты, под которыми можно укрыться от солнца, зачастую садовая мебель прилагается сразу в комплекте — стол, стулья и зонт.

Ограды

К малым архитектурным формам относятся и всевозможные ограды — как массивный, сплошной забор, скрывающий территорию от любопытных глаз, так и легкие оградки, отделяющие сад от огорода, тропинку от клумбы, дворик от зоны барбекю и так далее.

Конечно, внутренние ограды редко бывают сплошными — скрывать здесь нечего, они служат просто для визуального разделения отдельных зон придомовой территории, так что чаще всего сооружаются из дерева или металла в виде ажурных, достаточно легких конструкций высотой не более метра.

А вот внешнее ограждение обычно бывает массивным, высоким и сплошным — настоящей крепостной стеной, за которой владельцы могут укрыться от соседей, оживленной автострады и других внешних раздражителей.

Уличные фонари

Система освещения придомового участка — важная часть ландшафтного дизайна, позволяющая создать в вечернее и ночное время удивительно красивый пейзаж, отдыхать во дворе не только днем, но и после захода солнца.

Каждая отдельная зона участка требует своего освещения, в беседке над столом появится свой фонарь, возможно, с текстильным абажуром, у барбекю займет свое место яркая лампа, вдоль дорожек появится наземное освещение и так далее.

Чаще всего в ландшафтном дизайне используются кованые уличные фонари — надежные, красивые, вписывающиеся в любой стиль.

Декоративные МАФ — вазоны, скульптуры, украшения

Декоративные малые архитектурные формы не несут какой-либо практической функции, однако без них не обходится почти ни один ландшафтный дизайн-проект.

Такие декоративные элементы отличаются большим разнообразием, например, вазоны для цветов могут быть любой формы, размера, изготавливаются из керамики, металла, пластика, бетона, камня. Некоторые вазоны для цветов соединяют в себе элементы скульптуры, выглядят как настоящее произведение искусства.

Скульптурные формы для садовых и дачных участков тоже отличаются завидным разнообразием — здесь и яркие гномики, пришедшие к нам из Америки и Европы, и классические античные «девушки с кувшинами» и «мальчики с дудками», и вовсе абстрактные фигуры, придающие участку оригинальность и особый стиль.

Кстати, изготавливать садовые скульптуры можно не только из керамики или камня, в виде скульптуры можно подстричь живую изгородь, соорудить весьма оригинальные фигуры из металлических бочек и других материалов. Очень популярны кованые скульптуры, отличающиеся разнообразием форм и позволяющие воплотить любой образ.

Превратить в элемент ландшафтного дизайна и необычное украшение можно буквально что угодно — старый пень с надетой на него металлической миской, разрисованной «под мухомор», сделает зеленую лужайку более яркой, старая тележка может превратится в необычный вазон для цветов — в этом случае все зависит только от фантазии хозяина участка или ландшафтного дизайнера.

Игровые и спортивные МАФ

Детская площадка на участке — лучший способ предоставить ребенку место для игр и отдыха на свежем воздухе. Пусть такое место для игр будет не слишком большим, обычная песочница и качели уже дадут малышу возможность развлечься, пока родители заняты своими делами.

Кстати, качели в виде широкой лавки под тентом очень любят не только дети — взрослые тоже с удовольствием могут проводить время на такой уютной, мягко покачивающейся скамье. Изготавливаться они могут из металла или дерева, подвешиваться на цепях или крепких канатах, на специальных опорах или на ветвях раскидистого дерева. Самый простой вариант, который каждый может соорудить для своего ребенка — деревянная доска, закрепленная на веревках на ветке.

А наиболее дорогостоящий вариант игровых МАФ — целые игровые комплексы или дерева, металла или пластика, с домиками, горками, лестницами и так далее. Но для такого приобретения нужен, во-первых, достаточно большой приусадебный участок, а во-вторых — широкие финансовые возможности.

Как видим, малые архитектурные формы — элемент, без которого ландшафтный дизайн просто невозможно себе представить, ведь обычный сад, пусть даже с пышными тропическими растениями не способен стать многоликой зоной для отдыха, местом, где с удовольствием будет проводить время вся семья.

Конечно, все МАФ, которые расположатся на участке, должны сочетаться между собой, создавая единую картину ухоженной, красивой территории. Покупая приглянувшуюся садовую скульптуру «просто так», потому что понравилась, хозяин территории рискует превратить свой участок в собрание разрозненных, никак не связанных стилистически предметов.

Подбирая малые архитектурные формы стоит придерживаться выбранного направления, руководствуясь не только собственным вкусом, но и целесообразностью, практическими функциями того или иного элемента.

Источник: zen.yandex.ru

0 В преддверии международной выставки «Город: детали», которая пройдет при поддержке правительства Москвы в 75 павильоне ВДНХ с 3 по 5 октября, говорим с российскими архитекторами о малых архитектурных формах. Мы задавали вопросы об уместности индивидуальных и типовых элементов, грани между большой и малой формой, а также о тенденциях в развитии МАФов и трендах оформления пространств в столице.

 Решения должны быть адекватны ситуации. Если вы имеете дело с большими объемами территориями, проектировать индивидуальные МАФы нельзя, лучше использовать хорошие типовые, чем спроектировать плохие индивидуальные. Но если вы работаете с уникальным объектом и так называемые малые архитектурные формы могут сыграть там значительную роль, то, конечно, важно спроектировать их.

Иными словами, индивидуальные вовсе не всегда хороши, кроме того, в них заключен больший риск, чем в произведенных промышленно.
 Вообще говоря, этот вопрос для меня не имеет смысла. Малая форма может быть значительной, а большая – назовем ее БАФ, вы не против? – может быть ничтожной. Вот мы и придумали определение: МАФ и БАФ.

То и другое архитектура и значение зависит от архитектурных качеств. В наших городах, увы, много БАФов, очень больших домов, но они не архитектура. Часовня Цумтора же, с другой стороны, по объему не очень большая, но это серьезное произведение архитектуры. Можно, конечно, взять за основу предел, положенный экспертизой, все что меньше 1500 м, все МАФ, но для меня он будет условным. Архитектурное качество важнее.

Мы в Севастополе сейчас делаем малые формы, они часть общего замысла, они вписаны в рельеф, – такие объекты, несмотря на то, что называются малыми, могут формировать пространство.

Ну а если говорить о срастании – вот, в мавзолее Ленина срослись. Деревянный мавзолей был малой формой, а каменный большая.

О трендах и тенденциях: 
О трендах же так скажу: мы не изучаем тренды, мы их формируем. 
Когда уместны типовые МАФы, и когда индивидуальные? 
В наших проектах мы применяем и те и другие. Типовые МАФы – это некоторая гарантия качества от производителя. Проще говоря, при реализации проекта типовую лавочку труднее испортить. А уровень дизайна и его доступность в последнее время заметно подросли. Типовые изделия требуют минимальных затрат времени непосредственно на стройплощадке – экономят ресурсы подрядчика (если вовремя заказать), ну а сроки вечно горят, что, конечно, говорит о системных проблемах в управлении проектами, но готовые заводские МАФы в такой ситуации выручают. Точно также каталожные лавочки экономят ресурсы архитектора, это способ сделать проект быстрее и дешевле (вписаться в сроки и бюджет и не разориться). Из минусов – не всегда получается довести до стадии заказа именно то, что тебе нужно, потому что настоящее качество стоит действительно много.

С индивидуальными МАФ ситуация практически зеркальная. Это долго и относительно дорого проектируется, требует вдумчивости и вкуса. Потом долго изготавливается в кустарных условиях с негарантированным результатом. Зато дает возможность сделать проект точнее и индивидуальнее, справиться с нетиповыми и тонкими местами / задачами, экспериментировать и задавать новый уровень. В умелых руках и головах индивидуальные МАФ – действительно мощный инструмент, позволяющий создавать пространства с выраженной идентичностью, что безусловно ценно.

Где заканчивается МАФ и начинается большая архитектура, а когда они, может быть, «срастаются»? 
Как провести четкую границу между МАФ и архитектурой? С каждым новым заметным проектом пограничная зона становится шире, гибридных типологий больше. Это как то место, где заканчивается день и начинается ночь. Дорожка в парке – это архитектура или МАФ? Наши «Братеевские телепортеры» мы вообще относим к транспортной инфраструктуре.

О трендах и тенденциях: 
Говорить про «тенденции МАФ» стоит в более широком контексте создания / благоустройства общественных пространств как некого нового жанра архитектурной деятельности (говорим про Россию).

Жанр развивается и прогрессирует стремительно, и уже есть прецеденты перекоса в сторону избыточной вычурности и переусложненности, особенно на дорогих объектах. Если говорить о трендах, можно сказать, что МАФ стремятся стать архитектурой. Иногда даже вытеснить собой архитектуру. Беспрецедентный по многим параметрам, в том числе по запредельному качеству исполнения, парк
Галицкого в Краснодаре – это ведь по сути один цельный, огромный МАФ. При таком парке стоящий рядом стадион тоже становится вторым, огромным МАФом, правда? 
На мой взгляд, все современные тенденции оформления городских пространств расположены на двух полюсах: отвязное искусство «для души» и утилитарные объекты «для тела».

Если наблюдать за тем, как города развиваются на разных континентах, можно заметить, что современному искусству уделяют все больше внимания. Возникают удивительные вещи, которые будоражат и заставляют прохожих оторваться от асфальта. Например – гигантская капля высотой с пятиэтажный дом в Чикаго или странные абстрактные скульптуры на улицах Парижа. Врываясь в контекст понятных и скучных городских пространств, такие объекты обогащают среду своим художественным смыслом.

Но даже будучи оформлены в духе современного искусства, малые архитектурные формы становятся все более социально-ориентированными. Например, если это группа дольменов – то, как правило, они созданы для того, чтобы люди могли на них сидеть, проводить вместе время. Очень важна увязка МАФов с ландшафтным дизайном. Это выражается в том, что люди могут вступать во взаимодействие с элементами городской природы – деревьями, кустарниками, необычно оформленными клумбами.

К утилитарным объектам городской среды относятся всевозможные спортивные площадки. Рампы для скейтеров и велосипедистов, пространства для занятиями йогой и растяжкой. Такие объекты приятны глазу и функциональны одновременно.

Мы видим эти тенденции по всему миру: люди выходят в города и стараются их освоить, вернуть себе. Характерно это движение и для российских городов. Москва, например, меняется с каждым сезоном, причем в лучшую сторону – на улице хочется проводить время. Если в дальнейшем городские средства будут направлены именно на создание точек городского комфорта, современные и функциональные пространства появятся и в маргинальных районах, дворовых территориях. Когда это произойдет, горожане, пребывая в художественно обработанной и функционально осмысленной среде, будут чувствовать себя совершенно по-новому. 
Неожиданность, сценарность, функциональность, тонкая идея, нейтральный цвет и натуральность – эти тенденции проявляются в малых архитектурных формах по всему миру.

В последнее время в России все научились выбирать готовые МАФ – скамейки, урны и другие городские объекты, разрабатывать заказные индивидуальные объекты. Научились делать не вычурно и дорого, а по-модному. Но по-модному часто получается однообразно: теперь все опоры под освещение Г-образные, лавки волнистые, прямые или ломаные, беседки П-образные. Везде преобладает дерево в натуральном цвете, холмы, зеленые острова и плитка. В каждом городе стоит надпись «Я ЛЮБЛЮ…» для фотографирования, а все парки и площади заполонили качели. Все научились делать «как в Парке Горького», но никто не думает об идентичности места, не выдумывает свой стиль, никто не ищет и не задает новые примеры контекстуальной среды.

Программы «Мой район» и «Моя улица» – хорошие, очень масштабные и нужные городу. Но при таком масштабе работ сложно индивидуализировать проекты и придумывать новые формы, отсюда возникают вопросы к тонкости исполнения идей.

Поэтому мы видим со стороны качественные, но часто нерешительные идеи: лучше соорудить опять детскую площадку или воркаут на пёстром разноцветном покрытии, но не выбрать интересный моно цвет или, наоборот, пойти в крайность, и бросить вызов заметным и стильным решением.

При этом тенденция на использование натуральных, даже природных материалов, – огромный плюс и исправляет ситуацию. Но страх от ответственности за яркие амбициозные средовые решения и флегматичность в идеях, и даже отсутствие опыта и знаний, рождают тот факт, что в 2019 в России все еще ставят урны у скамейки.
На мой взгляд, та «революция благоустройства» которая за последние десять лет случилась в России – в принципе заслуживает внимания и интереса как исторический перелом в российской архитектуре новейшего времени и переход восприятия от города как «суммы зданий» к городу-дому, в котором можно почувствовать себя в безопасности, расслабиться и приятно проводить время.

Примечательно, что работа в этой сфере не ограничена столицей и миллионниками, но ведется по всей стране. Буквально на наших глазах сегодня формируется как пул регионов-лидеров, так множество молодых прогрессивных команд, реализующих проекты общественных пространств с абсолютно международным уровнем качества идей и реализаций. Причем такие команды формируются не только в проектных бюро, но и в региональных и муниципальных администрациях. А те первые шаги в профессии и реализации, которые студенты и молодые архитекторы в нулевых могли позволить себе только в рамках профессиональных творческих фестивалей и воркшопов, сегодня теми же 20-30-летними архитекторами реализуются в ключевых общественных пространствах российских городов.

Также я бы отметил тенденцию некоторого роста «средневзвешенного» качества российской архитектуры, причем уже на протяжении последних двадцати-тридцати лет. В этот тренд встраивается и повышение внимания и профессионализма работы с малыми архитектурными формами, причем не только качества реализации, но и глубины и некоторого изящества творческого осмысления проектных решений.

Даже тот факт, что программа «Моя улица» вслед за гран-при «Зарядья» в Каннах получила престижную Urban Land Institute Global Awards for Excellence, – определенный показатель сокращения дистанции в уровне качества и соответствия актуальной мировой повестке.

Я бы сказал, что в некоторых объектах сегодня мы уже достигли качества архитектуры советского модернизма, но планка дореволюционного качества для нас пока еще слишком высока.
 В последние годы в оформлении городских пространств все более четко прослеживаются экологические тенденции. Это проявляется как в использовании натуральных материалов – дерева, камня, песка, щепы, так и в применении приемов создания естественного ландшафтного при планировании городской среды. Еще одна тенденция в развитии малых архитектурных форм во всем мире – это интерактивность. Такие объекты не только выполняют свои функции, но и вызывают у людей эмоции, приятные переживания.

За последнее время в России дизайн МАФов стал более актуальным. С одной стороны, благодаря этому облик города изменился в лучшую сторону. С другой, очень много повторяющихся объектов, которые не подчеркивают характер места. Это отличает российский подход к оформлению города от западного: процент визуально уникальных форм в европейских городах больше. Типовые объекты там тоже есть, но они деликатно вставлены в город и мы их не замечаем.

Глобально, конечно, мы видим позитивную тенденцию. Приятно, что качество городской среды меняется не только в Москве, но и в Московской области и других городах. Люди стали с удовольствием проводить время в городе. Хотелось бы, чтобы было больше архитекторов, которые занимаются городской средой. В масштабах нашей страны их все еще очень мало.
Первая Международная выставка-презентация «Город: Детали» пройдет с 3 по 5 октября в 75 павильоне на ВДНХ. Мероприятие соберет на одном пространстве ведущих мировых производителей элементов городского комфорта: уличной мебели, освещения, детских и спортивных развивающих площадок, автобусных остановок, систем безопасности и озеленения.

Частью выставки станет конкурс «Малые архитектурные формы «Город: Детали». В рамках конкурса, молодые дизайнеры и архитекторы смогут представить перед жюри свои проекты детских площадок, уличной мебели и арт-объектов.

Во время выставки москвичи смогут проголосовать за полюбившиеся архитектурные решения для городской среды. Итоги голосования будут учтены в будущих проектах по благоустройству города.
 

Источник: archi.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.