Рисовое поле


Рисовое поле «Рис всему голова» простая азиатская мудрость. А ведь так оно и есть, в разных ситуациях рис может заменить хлеб, мясо и даже овощи. Но обратимся к культуре выращивания риса.

Рисовое поле
Древнейшие следы рисоводства, датированные серединой 5 тысячелетия до н. э., выявлены в Таиланде. За следующую тысячу лет культивирование риса распространилось во всём Индокитае, а со временем и в Юго-Восточной и Восточной Азии. Во 2 тысячелетии до н. э. индокитайский рис был импортирован в Индию, откуда попал в Среднюю Азию и Европу во время походов Александра Македонского.

Во 2 тысячелетии до н. э. на территории современного Китая главным рисоводческим районом были южные земли в низовьях реки Янцзы, которые принадлежали прото-вьетнамским племенам. В конце 1 тысячелетия до н. э. благодаря контактам китайцев с южными соседями рис попал в соседние районы Китая. Постепенно рис стал доминирующей сельскохозяйственной культурой в среднеазиатском регионе.

Обычно, в странах тропического климата снимают два урожая риса в год, кое где бывает и три. Но все же полям дают немного «отдохнуть» между посевами.


В Таиланде сейчас как раз время посева «первого» риса. Это удивительное время: конец зимы, все еще прохладно, поля весь январь стояли убранные. И вот в одно прекрасное утро, сев на байк, выезжаю на узкую дорожку и оказываюсь среди прямоугольных озер — поля залили водой. Водная гладь мерцает и переливается в утренних лучах солнца, становится езе свежее.

Рисовое поле
В течении следующих недель начнут пробиваться нежно зеленые ростки и все вокруг будет подернуто легкой зеленой пеленой. Такое же чувство бывает, когда наступает весна в России и на деревьях распускаются почки, появляется первые листья.

Ярких красок и впечатлений добавляют цветущие деревья и цветы. Проходящий ежегодный Фестиваль Цветов в Чианг Мае. Кстати, в горах на севере Таиланда растет сакура, в феврале многие туристы приезжают полюбоваться ее цветением.

цветы сакуры, Чианг Майавтор фото Елизавета Войнова

Но пожалуй самым волшебным рисовым местом для меня лично остается Убуд, Бали. Обилие дождей и жаркий климат идеальны для выращивания риса.

Горный городок буквально утопает в зелени рисовых полей и водных каналов.


Снять дзен-домик среди рисовых террас, устроить вело-прогулку по узким извилистых дорожкам среди полей, натолкнуться на пробку из стаи гусей и ждать добрых 15 минут пока они пройдут, а может быть поужинать в ресторане с видом на бескрайние рисовые просторы увенчанные пиком вулкана Агунг? Да запрасто! при этом для полноты картины добавте необыкновенно красочные закаты и рассветы, ароматы цветущих круглый год франжипани и нескончаемые звуки храмовых церемоний под кононады лягушачих хоров. Вот он чарующий Убуд.

Рисовое поле
Но вернемся к практическим нюансам выращивания риса. В горных областях рис выращивают на террасах, которые созданы на склонах гор и огорожены валами для удержания воды. В настоящее время из-за создания террас наблюдается сильнейшая эррозия почвы, разрушение склонов, приводящие к оползням и в целом изменению рельефа местности. На равнинных землях проливные рисовые поля обычно выравнивают, чтобы обеспечить равномерное орошение и хороший дренаж, и делят их на участки валами, после чего заливают водой по системе каналов.

Рисовое поле
Рисовые поля, как правило, держат затопленными водой, периодически меняя глубину затопления в зависимости от фазы развития растения и для борьбы с вредителями и сорняками. При созревании риса воду с полей сливают, а грунт просушивают до 18-22 % влажности и только тогда собирают урожай.

На Бали, когда рис созрел и ждет сбора, над полями натягивают лески с лентами из пластика, который шуршит развиваясь на ветру и отгоняет птиц от урожая.


Еще балийцы любят привязывать воздушных змеев, которые парят в воздухе высоко над рисовым полем, но это скорее для красоты, чем практического применения.

Рисовое поле
Когда же приходит время уборки урожая, на поля выходят комбайны. Тут из памяти советского человека всплывают кадры из мультфильма «Ну, погоди!», когда волка закатывает в металлическую сетку-куб, все это сопровождается незамысловатой мелодией от туда же) Я даже проводила опрос среди соотечественников, абсолютно у всех срабатывает этот ассоциативный механизм.

Источник: yaturistka.ru

Находчивые японцы

Как исполнительный человек, Коичи несколько месяцев ломал голову над ее решением, пока однажды ему на глаза не попалась группа школьников. По заданию учителя ребята сеяли рис, чередуя сорта с побегами темно-пурпурного и желтого цветов. Пестрый узор натолкнул чиновника на гениальную мысль: «А почему бы не создать полноценную картину на рисовом поле?».

Тамбо-арт (танбо ато) – японское ландшафтное искусство, суть которого заключена в создании изображений на полях растущего риса. Масштабные картины, ежегодно создаваемые местными фермерами, не только разнообразили будни сельских жителей, но и привлекли в Инакадате немалое количество туристов. Тысячи любителей прекрасного и необычного приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть панорамные картины на столь нетрадиционных холстах.

Как это сделано?


Каждой весной местные жители встречаются на конференции, чтобы решить, какое изображение появится на полях в текущем году. Традиционно для оформления полей выбирают сюжеты и персонажей японского фольклора. Но для некоторых представителей западной культуры и истории есть исключения: Наполеон Бонапарт, Джоконда (Мона Лиза), Мэрилин Монро и др.

Принцип изготовления «картин» тамбо основан на сочетании сортов риса разного цвета. Так, листья бурого риса имеют очень темную, почти черную окраску, ростки желтого риса окрашены светло-зеленым, есть сорта с колосьями пурпурного, желтого и белого цветов. Японские селекционеры занимаются расширением цветовой гаммы сортов риса.

После выбора изображения специалисты при помощи цифровых технологий продумывают детали и составляют макет, в котором учтены все детали рисунка. Следующий шаг – маркировка поля. На этот процесс обычно уходит до 12 недель, каждое «полотно» занимает площадь около 15 тыс. кв.м. Когда поле размечено в соответствии со схемой, высевают рис (это время приходится на май). С появлением всходов становится виден огромный яркий рисунок. Пика живописности поля достигают в сентябре.


Чтобы засеять поля, аграрии действуют сообща: поле делится на части и каждому земледельцу достается свое «пространство для творчества». Хотя творческим этот этап не назовешь: все заранее обозначено на схеме, и людям остается лишь «заполнять» свой участок рисом необходимого сорта.

В селе Инакадате построили специальную смотровую площадку, чтобы люди с высоты 22 м могли увидеть цветной рис на полях во всей красе. Надо заметить, для придания «картинам» большей выразительности японские земледельцы порой буквально вырезают контуры узоров на полях. К сожалению, вскоре после созревания рис убирают с полей и увозят на рынки, а поля теряют эстетическую привлекательность до следующего года.

Интересные факты

Первые 9 лет фантазии и возможностей энтузиастов из Инакадате хватало на повторение одного и того же изображения – знаменитой горы Иваки. Это действующий вулкан и наивысшая точка (1625 м) в префектуре Аомори. На вершине горы расположен храм, куда земледельцы приходят помолиться о хорошем урожае.

Инакадате – не единственное место в Японии, где выращивают «рисовые картины». Не так давно традицию переняли города Нисио и Йонедзава. Необычное ландшафтное искусство помогает привлекать туристов и тем самым улучшать экономическое положение городов.


Рис в Японии отличается от того, который мы привыкли видеть на прилавках наших магазинов. Зерна японского риса короче и содержат больше крахмала. Эта особенность повышает клейкость такого риса, что в свое время привело к созданию популярного во всем мире блюда – суши.

Рисовые галереи работают совершенно бесплатно. Фермеры принимают добровольные пожертвования, чтобы окупить расходы на посев злаков в будущем году.

Возможно, после прочтения этого материала вам захочется приготовить что-нибудь из риса. На этот случай предлагаем вам отведать рисовую запеканку с брокколи и сыром или рисовую кашу по-норвежски.

 

Источник: www.ogorod.ru

Общественное устройство в Амбинанитело необычайно простое. Все население занимается исключительно сельским хозяйством, кроме четверых людей, прибывших сюда из других мест. Это учитель Рамасо, староста Раяона (с которым мы еще не познакомились, так как он постоянно находится в разъездах по своему участку — кантону) и два купца — китаец и индус.

Все мальгашские семьи имеют в долине собственные небольшие, более или менее одинаковые поля. Каждая семья обрабатывает их собственными руками. В этом благословенном уголке нет споров, нарушающих спокойствие, как в других частях Мадагаскара, где на плантациях гвоздики, ванили или кофе происходят острые стычки, характерные для колониальных стран. Стычки между плантатором и эксплуатируемым. Непременно эксплуатируемым рабочим-туземцем.


В Амбинанитело этого нет. Нет хотя бы потому, что здесь отсутствуют плантаторы, а горы, окружающие долину и поросшие необитаемым лесом, всегда готовый резерв земли. В долине преимущественно выращивают рис — основное питание всех мальгашей. Когда семья чересчур разрастается, молодые отпрыски стараются не делить наследства. Они выкорчевывают деревья на близлежащих склонах и сажают кофе, дающий больший доход, чем рис, или ваниль и гвоздику, еще более выгодные, чем кофе. Этот простой, почти архаический способ позволяет сохранить общественное и хозяйственное равновесие и обеспечить все население в Амбинанитело едой и, самое главное, в равном количестве.

— Кроме сельского хозяйства, вы ничем другим не занимаетесь? — спрашиваю Джинаривело однажды утром во время прогулки по берегу реки. В обществе старика я отправился с ружьем, чтобы пострелять птиц для нашей коллекции.

— Каждый из нас выполняет еще всякую другую работу, — отвечает он, — которую требует жизнь в долине. Например, мы строим дома. Это исключительно обязанность мужчин. А женщины ткут из волокон рафии и других растений рабаны

— циновки для постелей или полов. Из них также можно делать простую одежду. Но теперь мы все больше покупаем готовые полотняные ткани у индуса Амода.


— А молодежь тоже идет по стопам отцов?

— Девушки да, юноши не всегда. Им уже тесно в долине. Многих манит жизнь в городах, и они отправляются туда. Они уходят через горы на восток в Анталаху. Там они работают на ванильных плантациях у вазахов и, кажется, не плохо зарабатывают. Мой внук Разафы тоже там.

Хуже оставшимся, не только молодежи, но и людям более зрелого возраста. По нескольку месяцев в году их заставляют трудиться на принудительных работах и ничего за это не платят.

— Ты говоришь о штрафе за неуплату подушного налога?

— Ну, что вы? Каждый мужчина должен отбывать определенную принудительную работу, которая длится обычно три месяца.

— А я слыхал, что всего полтора-два десятка дней в году.

— Да, на бумаге. А чиновники, которые ведают этим, так злоупотребляют, что в конце концов получается не меньше двух, а чаще всего три месяца. Жалобы к высшим властям редко достигают цели. Осмелившийся протестовать бедняга скорее накличет беду на свою голову со стороны местных чиновников.

Так вот, после подушного налога это вторая тяжесть, которую колониальные власти возложили на туземцев. Жестокая машина эксплуатации действует исправно. Принудительные работы высасывают у мальгашей максимум рабочей силы, нужной колонизаторам для их благополучия. Что же удивительного, если туземцы считают работу проклятием: ведь ее плоды пожинают не они, а чужие, вазахи.


Охота в обществе Джинаривело не особенно удачна. Мы больше разговариваем, чем следим за птицами на деревьях. На обратном пути проходим мимо рисовых полей. На некоторых рис уже созрел и похож на овес. Кое-где собирают урожай. Работают только женщины, срезают стебли риса ножами и складывают в маленькие снопы для просушки. Я обращаю внимание Джинаривело, что на поле не видно ни одного мужчины.

— Это женское дело! — объясняет старик. — Земля родит так же, как родят женщины. Поэтому срезать рис и вообще убирать урожай должны женщины, они и земля — одно и то же.

— А мужчины совсем не работают в поле?

— Работают, но только вначале, когда нужно подготовить почву. Обрабатывая поле, они целыми днями гоняют по участку скот до тех пор, пока под копытами не образуется глубокая, болотистая жижа. Иногда мужчины помогают женщинам сеять, а потом пересаживать молодые побеги, но никогда не вмешиваются в уборку урожая.

До полудня остается два часа, а солнце печет вовсю. Женщины работают медленно, спокойно, будто совершают торжественный обряд. Жара и опыт многих поколений выработали у них мудрость размеренных движений. Для жниц важнее не уронить ни одного колоска, чем быстро все сделать.


На соседнем поле трудится около десятка женщин. Когда мы проходим мимо, узнаю среди них Беначихину и Веломоди. Девушки, заметив меня, о чем-то оживленно заговорили, но тут же снова принялись жать — хозяйственные, трудолюбивые, внимательные. Джинаривело с нескрываемой гордостью осматривает поле и говорит:

— Это земля и женщины нашего рода заникавуку. Прежде это было большое и богатое племя, у него было много рисовых полей. Жило оно главным образом на вершине Амбихимицинго, твоей горе Беневского.

— Сегодня на этой горе уже никого нет!

— Конечно, нет! Всех до единого там уничтожили.

Мы молча шагаем дальше. Мне очень интересно, что происходило на этой горе, но не хочу быть назойливым и боюсь спугнуть старика.

У подножья горы Беневского также раскинулось рисовое поле, но совсем другое, не похожее на те, что встречались до сих пор обширное, без межей, без оросительных канавок, таких многочисленных на других полях долины, и поросшее мелким, несозревшим рисом, посаженным, по-видимому, с большим опозданием.

— Это проклятое поле! — содрогается Джинаривело, когда мы проходим у подножия горы. — Я не могу смотреть на него.

— Потому что здесь так плохо растет рис?

— Плохо растет потому, что земля здесь проклята!

— Звучит как-то страшно… Расскажи мне!

Джинаривело охотно рассказывает, хотя ограниченное знание французского языка изрядно ему мешает.

Давно — по некоторым подробностям догадываюсь, что происходила эта история около середины XIX столетия — часть племени заникавуку жила на горе Амбихимицинго, а рисовые поля находились в долине под горой. В течение многих лет заникавуку враждовали с родом цияндру. Однажды ночью цияндру напали на жителей горы и всех уничтожили, в том числе и их вождя. Цияндру захватили рисовое поле у подножия горы, а чтобы своей победе придать больше веса, отрезали голову погибшего вождя и воткнули ее на кол посреди рисового поля. Оставшиеся в живых из племени заникавуку хотели отомстить за смерть своих близких, но другие жители Амбинанитело вмешались, заставили помириться обе стороны и предотвратили дальнейшее кровопролитие.

С тех пор между заникавуку и цияндру отношения натянутые. Одни для других — фади, что значит запрет. Они не завязывают никаких сердечных отношений, а тем более не заключают браков. Рисовое же поле считается у всего рода заникавуку зловещим и проклятым. Проклятие это распространилось даже на цияндру. Хотя они и не выпустили из своих рук поле, но пользы оно им не приносит, хуже — вызывает в их роду распри и ненависть. Отдельные семьи жестоко ссорятся из-за отдельных участков несчастного поля.

Когда много дней тому назад я приехал из Мароанцетры и впервые увидел Амбинанитело, она показалось мне оазисом спокойной, счастливой жизни. В лучах утреннего солнца очаровательное селение дремало в тени кокосовых пальм, окруженное буйными рощами бананов, кофейного и хлебного деревьев. Когда потом деревня объявила нам скрытую войну, прибегая к различному оружию

— чувствительности мимозы, приговору божьего суда, грозному слову мпакафу, — жители деревни казались непоколебимой, монолитной скалой, сила которой была в единстве против нас. И вот Джинаривело приоткрывает передо мной завесу: не единодушны они, их терзают противоречивые страсти. А доброго старика уже не устраивает только изливать душу передо мной. Он требует от меня определенно высказаться, на чьей я стороне.

— Я считаю себя гостем всех жителей Амбинанитело, а не только одного племени, — защищаюсь я.

— Не получится, вазаха! Ты находишься здесь, а наша пословица говорит: кто сопровождает рыбака, возвращается измазанный рыбьей чешуей. Рыбьей чешуи тебе не миновать.

— Это ваши внутренние распри, я здесь чужой…

— Сказать тебе другую пословицу? Кто садится близко к горшку — вымажется сажей. Ты сидишь близко, вазаха, и должен выбирать!

— Ну, разумеется, ты всегда будешь мне ближе, чем другие!

— Спасибо тебе! Мне это и нужно было знать!

Источник: mirror4.ru.indbooks.in


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.