Сады в японии


Особый менталитет жителей Японии, сформировавший культурную жизнь этой страны, не мог не найти своего отражения и в садово-парковом искусстве. Бережный подход к природе и стремление сохранить ее первозданную красоту, кропотливость в подборе растений и скрупулезная планировка пространства, символизм в каждой детали и уникальный талант находить и созерцать прекрасное в малом – эти черты позволили сформировать особый ландшафтный дизайн, который мы называем японским садом.

История появления

Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» — мононо аварэ — играл важную роль в жизни людей того времени.


Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений  японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады — цубо, вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.

С основанием новой столицы — Киото — формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии, которые обустраивались прямо перед чайным домиком.

В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».

Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.

Характерные особенности


Для всех японских садов характерны общие черты. Ландшафтный дизайнер всегда работает внутри этих канонов, проявляя свое воображение лишь в пределах традиционных правил. Сад в японском стиле подразумевает сочетание минималистичных форм и растений со сдержанностью в цветовой гамме. Лаконичный подход отражен и в расположении объектов на территории ландшафта. Количественные пропорции между вечнозелеными и листопадными растениями должны быть равны соответственно трем к семи. Тонкая философия японского сада — это символизм в каждой детали. С деревьями и предметами интерьера связаны бесчисленные множества примет и поверий, которые складывались веками и являются отражением японской культуры.

 

Главное правило при создании японского стиля — неуклонное следование природной натуральности, например, дерево, обитающее в горной местности, не может быть посажено рядом с водой. Для того, чтобы оформление ландшафтного дизайна было естественным, обязательно составление асимметричных композиций по правилам:

  1. форма, цвет и позиция растения не могут повторяться;
  2. воображаемые линии, которые соединяют объекты в саду, не могут иметь одинаковую длину, а также они не могут быть параллельными.

Японские сады в изобилии содержат в себе разнообразные малые архитектурные формы, которые могут быть использованы для создания дополнительного антуража: деревянные или металлические ворота и калитки для отделения одной части сада от другой, глиняные и бамбуковые стены и ограждения, которые могут нести в себе как декоративную, так и функциональную нагрузку, цукубаи – каменная чаша для омовения рук, бамбуковая вертящаяся трубка сикаодоси, сквозь которую льется тонкая струйка воды, фонари, пагоды, мостики и беседки.

Классический сад в японском стиле может быть представлен в нескольких видах:

  1. сад деревьев – наиболее близок к  природным пейзажам. В таких садах используют смешанные породы листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников (подробнее о видах растений см. ниже). Часто используется декоративная стрижка, при этом целью формовки является лишь замедление роста растений. Им никогда не придают причудливую и неестественную форму, как в регулярных европейских садах;
  2. сад камней – это сакральное место, наделенное глубинным смыслом. Камни могут символизировать горы, острова бессмертных, устья рек и т. д. При подборе камней особое внимание уделяется форме, месторасположению, цвету и блеску. Как нетрудно догадаться, предпочтение отдается нейтральным и простым экземплярам. Важным фактором является количество расставляемых камней и их баланс;
  3. сад цубо – мини-сад, обычно площадью от 4 м2 до 10-15 м2. Он может располагаться под открытым небом и внутри дома, являясь частью интерьера.
    и столь небольших размерах лаконичность играет главную роль. В замкнутых садах важно учитывать световой режим и подбирать растения в соответствии с этим режимом: только цубо, расположенный на южной стороне, можно «населить» светолюбивыми растениями. Поверхность земли можно замостить или покрыть белой галькой, сочетая это с газоном или мхом. При этом важно продумать дренаж, чтобы избыток воды не мешал развитию растений. Для расстановки акцентов в сад добавляют источники света, которые не должны бросаться в глаза;
  4. чайный сад. Может быть естественно-пейзажным, приватным, сухим или плоским – сад хиранива. Важно воздержание от роскоши и вычурности. Здесь должна царить атмосфера мира и покоя, свойственная сути японского чаепития, поэтому нежелательна посадка ярко-цветущих растений. Традиционными элементами такого сада можно назвать чайный павильон, скамейку, фонарь, цукубаи (от японского глагола «садится на корточки») — сосуд для омовения, колодец для черпания воды, ворота, разделяющие сад на внутренний и внешний, и тобииси – дорожку, уложенную в соответствии с шириной шага.

Рекомендации по озеленению

Сад в японском стиле рекомендуется оформить с использованием следующих видов растений:

  1. хвойные породы – ели голубая и обыкновенная, микробиота перекрестнопарная, можжевельники казацкий, виргинский и горизонтальный, сосны обыкновенная и горная, туя западная;

  2. лиственные деревья – арония черноплодная, вишня войлочная, виды и сорта ивы, клен американский, остролистный и татарский, миндаль трехлопастной, ольха черная, слива обыкновенная, декоративные сорта яблони обыкновенной (для сада большого масштаба подойдут дуб черешчатый, липа сердцелистная, каштан конский обыкновенный);
  3. лиственные кустарники – барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вейгела, дейция изящная, дерен белый, кизильник мужской, рододендроны, скумпия кожевенная, спиреи Вангутта, серая, японская и ниппонская, форзиция средняя, хеномелес японский;
  4. травянистые растения – анемоны японские, астильбы, астры, бадан толстолистный, ирисы, камнеломки Андерса, луки, очитки, папоротники, пионы древовидные, примулы, хосты, хризантемы;
  5. почвопокровные растения – атрихум волнистый, барвинок малый, будра плющевидная, копытень, кукушкин лён, полия живородящая;
  6. лианы – актинидия коломикта, девичий виноград, жимолость каприфоль, клематис горный, лимонник китайский.

Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте.  Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют газон или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.

Заключение

Особенности быта и культуры японского общества на протяжении веков  сформировали особый, неповторимый ландшафтный дизайн. Японский стиль жизни настолько самодостаточен и приватен, что европейскому человеку вряд ли удастся до конца его понять, однако мы всегда можем приподнять завесу и заглянуть  в восточную тайну.

Автор статьи: Елизавета Барышова


Источник: sadrium.ru

Япония. Невероятно красивая страна с необъятным количеством живописных мест, достопримечательностей, парков, гор, рек, садов и многих других природных красот. Рассказать про все такие места практически невозможно, поэтому мы попытались выбрать самое-самое, и представляем вашему вниманию подборку самых прекрасных парков .

парки Японии

Японские сады и парки известны на весь мир своей красочностью и ухоженностью. Их даже, наверное, можно выделить как своеобразный вид искусства. В подобных местах человек получает настоящее удовольствие, созерцая красочные пейзажи природы или расслабляясь на свежем воздухе. Парков в Стране Восходящего Солнца невероятное количество, и все они выделяются неповторимым стилем. Потому и рассказать про них все — задача весьма сложная, так что в нашей подборке вы увидите только пять, самых прекрасных садов и парков Японии.


Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

Киото-древняя,историческая столица Японии- славится тем, что в его  пределах огромное количество достопримечательностей. Это замки древних императоров, и синтоисткие храмы, и конечно же, наши любимые парки.

 

007

В середине XVII века отошедший от дел император Гомицуно распорядился построить парковый ансамбль, получивший название Сюгакуин. И хотя прошло уже около четырехсот лет, но парк не перестает поражать посетителей своей масштабностью, оригинальностью и красочностью.

Сюгакуин находится в северо-западной части Киото — в районе Сакё — и занимает более 540 000 квадратных метров! Невообразимые размеры, правда? Но это не единственная особенность ансамбля. Парк раскинулся на трех террасах, расположенных на Верхнем, Среднем и Нижнем уровнях. Каждый уровень занимают сады, парки и здания в традиционном японском стиле, а горы Китаяма, расположенные неподалеку, на которые с террас открывается прекрасная панорама, кажутся продолжением самого парка.


парки Японии

На каждом уровне находятся традиционные чайные домики, что просто идеально вписывается в пейзаж, и создают дух давно минувшего периода Эдо, когда и был сооружен весь ансамбль.

парки Японии

Вилла находится в ведении Управления Императорского двора Японии, потому попасть сюда не так просто. Для того, что бы вы все же смогли посетить этот замечательный ансамбль и полюбоваться произведениями искусства японских архитекторов и ландшафтных дизайнеров, необходимо обязательно получить разрешения на посещение, которое выдается только лицам, достигшим возраста 18 лет. Разрешение можно заказать через интернет, но только на японском языке.
Если вы все-таки решили посетить парк, то добраться до него весьма просто — 20 минут от станции Сюдоин на железной дороге Эйдзан или же всего 15 минут от автобусной остановки Сюгакуин Рикюдо.


Ансамбль виллы Сюгакуин непременно можно назвать один из красивейших парков Японии. Посетитель будет поражен масштабом композиции, красотой архитектурных сооружений и гармоничностью садов.

Сад мхов Сайходзи

В Киото, древней столице Страны Восходящего Солнца, сады и парки Японии встречаются если не на каждом шагу, то уж точно в каждом районе. И неспроста: ведь город представляет своего рода культурную столицу, а природные ансамбли – неотъемлемая часть жизни японцев. Следующий герой нашего списка – сад мхов Сайходзи — весьма удачно занял северо-восточную часть Киото.
Если вам интересно узнать значение названий этого и других названий парков, но у вас проблемы с запоминанием иероглифов, предлагаем подписаться на бесплатный курс, благодаря которому вы сможете выучить и запомнить иероглифы вдвое быстрее.

парки Японии

Сайходзи, а так же его братья: сад воды Тодзи-ин и сухие сады Мёсиндзи и Рёандзи принадлежат к парковому ансамблю храма Тэнрюдзи, который, понятное дело, находится в Киото.


Сайходзи – уникальный парк, история которого начинается еще в первой половине XIV века! По разным источникам, в 1337 или 1339 году парком, ранее представлявшим собой пейзажный сад, занялся некий монах-художник по имени Мусо Кокуси. Результат его трудов мы можем наблюдать и сейчас, хотя прошла уже не одна сотня лет, но парк остается все таким же, завораживающим, создающим небывалую атмосферу спокойствия и умиротворения.

парки Японии

С архитектурной токи зрения сад представляет собой двухуровневую композицию, на верхнем уровне которой расположены сад мхов и пруд, а на втором, том, что пониже — сухой пейзаж, во многом отличающийся от верхней части и не представляющий собой ничего выдающегося в силу времени и многократных переделок.

На фоне композиции из камней, расположение которых выбрано в соответствии с задумкой художника, пруда, скрытого от солнца деревьями, главенствующее место все-таки занимает не что иное, как мох. Именно эта растительность играет главную роль в композиции сада, что и отражено в его названии.

парки Японии

Десятки разновидностей мхов разрослись по парку, заняв место на земле, деревьях и камнях, создают ощущение искусственного ковра, по которому так и хочется пройтись. Однако не вздумайте этого делать, иначе, в лучшем случае, вас выгонят из сада.

Но даже попасть сюда – задача не из лёгких. Сад закрыт для свободного посещения в связи с тем, что частое пребывание здесь сотен туристов стало неблагоприятно влиять на состояние мхов, из-за чего правительство закрыло его для публики, сделав государственной достопримечательностью. А позднее сад получил статус всемирного наследия UNESCO.

Однако не стоит отчаиваться. Попасть сюда все-таки можно. Но для этого нужно отправить в монастырь открытку с датой предполагаемого визита и обратным адресом. И, если вас посчитают достойным, то по прибытии в Киото вам останется заплатить 3 000 йен – и можно будет отправиться наслаждаться ковром мхов!

Парк Асикага

И хотя в Киото, и правда, много красивых парков, но останавливаться на одном городе нельзя, так что идем дальше! И следующая наша остановка — это префектура Точиги на острове Хонсю, где в одноименном городе более чем на 8 гектаров раскинулся прекрасный парк Асикага.

парки Японии

Несомненно, Асикага по праву можно считать одним из самых красочных, живописных и благоухающих парков Японии. Основная гордость парка — это, конечно же, глицинии – род вьющихся растений из семейства бобовые, с крупными, как лианы, кистями душистых цветков.

Парк насчитывает несколько тысяч этих деревьев, различающихся оттенками цветков, объемом занимаемой территории и старостью деревьев.

Самым старым деревом, которое считается настоящей гордостью парка, является прекрасная глициния, покрытая фиолетовыми цветками, возраст которой насчитывает около сотни лет!

парки Японии

Цветы на ней так разрослись, что для их поддержки сооружены специальные подпорки, благодаря которым глициния раскинулась на многие метры со всех сторон, что создает невероятную масштабность композиции. Наблюдателю, находящемуся под этими лианами стоит лишь поднять голову — и он окунется в красочный мир, похожий на светлый благоухающий космос.парки Японии

Также в парке можно найти оригинальную композицию, представляющую собой тоннель, стены которого собраны из тех же глициний разного цвета. Попадая в этот тоннель, наблюдатель словно переносится в другую реальность.

парки Японии

Глицинии, однако, не единственная достопримечательность парка. В разные времена года здесь можно увидеть цветение большого количества различных цветочных композиций. Это и цветение сливовых деревьев, и красочные, разноцветные ковры из гиацинтов, нарциссов, тюльпанов, ирисов и многих других благоухающих растений, радующих посетителей в разное время года, что гарантирует посещаемость парка круглый год.

Парк Кораку-эн

Без сомнения, один из самых красивых, зеленых и живописных парков и садов Японии – пейзажный сад Кораку-эн, что в переводе означает «Сад последнего наслаждения», располагающийся в городе Окаяма, одноименной префектуры на острове Хонсю, история которого насчитывает более трехсот лет. Парк включен в список самых живописных парков Японии, на ряду с замечательным парком Кэнроку – эн.

парки Японии

В конце XVII века владелец замка Окаяма — даймё Икеда Цунамаса — приказал разбить рядом с замком сад. Работы начались в 1687 году, и продолжались вплоть до 1700 года. Первоначально парк назывался просто Коэн, а свое современное название получил лишь в 1871 году. Сад с таким же названием находится в Токио, так что не путайте.

Площадь парка составляет более 13 гектаров, на которых размещается невероятное количество живописных ансамблей, прудов, тропинок, ручьев, холмов, разнообразных пейзажей, растений и многого другого.

В центре сада находится большое озеро с тремя островками, один из которых не соединен мостом с сушей или другими островами.

парки Японии

Из пруда берет свое начало несколько ручьев, которые своеобразной сеткой охватывают весь парк, из-за чего на его территории множество живописных мостиков различной формы.

парки Японии

Сам по себе сад насчитывает большое количество локаций, отличающихся по микроклимату и предназначению. Так, например, на территории парка находится чайная плантация, сбор которой в купе с соответствующим праздником проходит в каждое третье воскресение мая.

парки Японии

Но на этом красоты парка не заканчиваются. Здесь же находятся и рисовые поля, кленовый лес, рисовая роща, искусственный холм, с которого открывается прекрасный вид на весь парк.

парки Японии

Одной из важнейших отличительных особенностей парка является располагающийся около него замок Окаяма, возраст которого насчитывает более четырехсот лет. Черный цвет замка, из-за которого его называют Замком Ворона, очень необычен для японской архитектуры. Это необыкновенное сооружение на фоне зеленого парка смотрится очень эффектно.

парки Японии

В 1869 году замок стал собственностью Военного министерства Японии.

Источник: nihon-go.ru

Японский сад — уникальное явление в ландшафтном искусстве. Ни для кого не секрет, какой огромной популярностью он пользуется во всем мире, хотя если вы попытаетесь найти ей объяснение, поймете, что это не так просто сделать.

LD_Yponski_Sad_03-2009-001

 

Если искать в японских садах общие черты, то одна из них, скорее всего, — особая взаимосвязь с архитектурой строений, которые сами являются частью ландшафта.

 

Самые первые японские сады были, скорее всего, увеселительными, если говорить языком европейцев. Тяга к общению с природой, любованию ее красотами свойственна большинству японцев со времен глубокой древности. Возникновение садового искусства предоставило возможность богатой знати перенести изысканные природные пейзажи ближе к дому, воссоздав их в миниатюре. Теперь утомительные и опасные прогулки могли быть реже, а возвышающее душу общение с природными духами — чаще. Видимо, в это время и начинает складываться один из известных нам стилей японских садов, «стиль природного пейзажа», воспроизводящий картины природной гармонии. Своего расцвета он достигнет позже, в эпоху Хейан (794–1185 гг. по европейскому летоисчислению).

Сад природного направления, или ДзЁдо, изображает райские ландшафты, куда переселяются души праведников и где их ожидает вечное блаженство

В эти годы политическая столица страны находится в городе Хейан, нынешнем Киото. В переводе с японского название означает «мир, спокойствие», что отражало, скорее, благие пожелания императора, чем реальную действительность того времени. Тем не менее, относительная стабильность страны и процветание ее элиты способствуют тому, что богатые люди не боятся вкладывать значительные средства в такие «бесполезные» вещи, как ландшафтное искусство, и Киото буквально обрастает изысканными садами. Получивший распространение буддизм оказывает большое влияние на культуру японского сада, возникает такое явление, как храмовый сад. Это уже, скорее, культовое пространство, чем место для развлечений и отдыха.

LD_Yponski_Sad_03-2009-006

 

Камни японского сада — обиталище духов. Задачей мастера было расставить их так, чтобы духи остались довольны и ниспослали ему как можно больше различных благ

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-007

 

 

Традиционные сады Японии тесно связаны с местными религиозными культами, в которых на удивление гармонично сочетаются начала примитивной магии и сложные религиозно-философские воззрения

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-008

Еще один из основополагающих принципов японского сада, свойственный всем стилям, — это стремление к балансу энергий инь и ян. Если ландшафт в целом плоский (и, значит, по представлениям японцев, в нем преобладает энергия инь), в композицию следовало внести вертикально установленные камни, фонари с устремленной вверх формой, принадлежащие энергии ян

Классификация садовых стилей возникла в Японии еще в Cредневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца, может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие — не подходят ни под одно описание. Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.

LD_Yponski_Sad_03-2009-009

Син — развернутая форма японского сада, как можно более достоверно воспроизводящая характерные особенности природных ландшафтов страны, в основном приморских

Одни японские сады занимают площади в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенного уединения, молитв. Различаются также планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой положено еще в XIV–XVI вв.

 

ГЁ — полусокращенная форма, в которой возможны определенные условности, например, ручей иногда изображается при помощи гальки и камней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-011со — сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в «роли» животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий изображает воду, для чего на нем специальным граблями прочерчивают борозды — «волны».

 

Со — сокращенная форма садового искусства, где предметы и явления изображаются абстрактно, а материалом служат гравий и камни

 

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-012

 

 

Тёдзубати — чаша перед водным источником — принадлежность чайного сада, или тЯнива. У нас ее часто называют «цукубаем», однако цукубаи — название площадки перед входом в чайный домик, на которой обычно размещается тёдзубати

 

 

 

 

 

 

 

Дзэнъинсики-но-нива — сад при дзен-буддистском храме, отражающий философию дзен, используемый для медитации и духовного развития.

LD_Yponski_Sad_03-2009-013

Хиранива — плоский сад без холмов, водопадов и скал

LD_Yponski_Sad_03-2009-014

Сад в стиле докЁсики — с волшебными островами, населенными могущественными духами

Тянива — сад чайной церемонии, иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: «сотородзи», или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и «утиродзи», внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.

LD_Yponski_Sad_03-2009-015

Небольшой садик цубонива можно разместить в проеме между строениями

Цубо, или цубонива, — миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим, и популярность цубонива в современном мире очень высока.LD_Yponski_Sad_03-2009-016Хиранивасики — сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.

 

Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа

LD_Yponski_Sad_03-2009-017

 

 

Сад, где основную часть растительности представляют мхи, выделяют как отдельный стиль, называемый кокэнива, или «покрытый мхом»

 

 

 

Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы и сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой. И все же японский сад, как и любой другой, должен быть прежде всего индивидуальным, ведь многообразие приемов японского садового искусства предоставляет вам широкие возможности. Так каким он будет, ваш японский сад?

Источник: fantazy.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.